Австрийский писатель и эзотерик Гвидо фон Лист был основателем оккультного учения ариософии. Европейские националисты и расисты считали его своим мистическим гуру. Благодаря проницательности этого патриарха, как полагали его адепты, славное арийское и немецкое прошлое избавлено от влияния иностранных культур и христианства. Вдохновленный идеями Ницше и Блаватской, сам Лист послужил предтечей нацизма.
Гвидо Карл Антон Лист (Guido Karl Anton List), оставивший свой след в истории как Гвидо фон Лист, был старшим сыном торговца кожами Карла Антона Листа, продававшим седельное снаряжение, внуком трактирщика и виноторговца. Его прадедушка по отцовской линии содержал гостиницу.
Мать Мария Лист, урожденная Киллиан, происходила из семьи венских предпринимателей, торговцев недвижимостью. Гвидо Лист не имел никакого права на дворянскую приставку "фон", которую позволил себе самолично приписать.
Он появился на свет 5 октября 1848 года в Вене, которая была в то время столицей Австро-Венгерской империи. Гвидо воспитывался в консервативной католической семье, где ему привили любовь к природе, рисованию, альпинизму и гребному спорту. Позднее сам писатель признается, что уже тогда — в детстве — у него зародился интерес к спиритизму и германской мифологии.
Читайте также: Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг
"Молодой Лист имел очень добрые отношения с родителями, — пишет британский исследователь эзотерических доктрин и директор Exeter Centre for the Study of Esotericism (EXESESO) Николас Гудрик-Кларк (Nicholas Goodrick-Clarke). — Листы любили водить своих детей на прогулки по окрестностям столицы, и эти экскурсии пробудили страсть Листа к природе и сельскому пейзажу.
В нем обнаружились и артистические наклонности, свои чувства он всякий раз пытался выразить пером и красками. Поощряя его усилия, отец давал ему уроки живописи и рисунка. Сохранились заметки Листа, датированные 1863 годом, и рисунки замков, пейзажи Нижней Австрии и Моравии".
В 1862 году отец с друзьями отправился рассматривать катакомбы под столичным собором Святого Стефана (Domkirche St. Stephan zu Wien). С ними пошел и Гвидо. Сумрак и низкие своды произвели на 14-летнего подростка настолько сильное впечатление, что преклонив колена перед разрушенным алтарем в подземной часовне, он поклялся создать храм Вотану.
"Очевидно, он видел в лабиринте под собором дохристианскую усыпальницу, посвященную языческому божеству. Впоследствии Лист утверждал, что его обращение следует датировать этим юношеским откровением". Вместо религии отцов — католицизма, Гвидо начинает исповедовать языческого бога Вотана — Wotanismus.
Вотан, Водан или Один — высочайший из богов древнегерманской мифологии. Его называют Всеотцом, поскольку он отец всем — и богам, и людям, и валькириям. В старом Асгарде у Одина было 12 имен, но кроме этого, у него есть другие имена, поскольку любой смертный может дать ему собственное имя.
После окончания учебы в торговой академии он работал на отцовской фирме и параллельно занимался писательским трудом и журналистикой. Свои творческие силы он пробует как в прозе, так и стихах. С 1868 по 1870 год Гвидо Лист (все еще без приставки "фон") руководит небольшим частным театром Walhalla - Вальгалла. В 1871 году он становится членом Австрийского альпийского клуба (Österreichischer Alpenverein), чья штаб-квартира располагалась в Инсбруке. Недавно образованное спортивное общество, ежегодник которого Гвидо редактирует, вскоре делается рупором движения "фелькиш".
Читайте также: Великие мистики: Мейстер Экхарт
Движение "фелькиш" (Völkische Bewegung) — расово-биологическое реформационное движение, тесно связанное с антисемитизмом, появилось в последней четверти XIX-го столетия в кайзеровском рейхе и габсбургской монархии. Помимо расизма и шовинизма, среди "фелькиш" были очень сильно распространены антикапиталистические настроения. Когда Гвидо Листу удавалось покидать город, чтобы побыть на лоне природы, он называл это бегством из "мутного савана метрополии" и "отвратительных сцен дикой погони за прибылью". Особенно охотно он встречал день летнего солнцестояния.
24 июня 1875 года Гвидо с четырьмя друзьями на веслах достигают развалин бывшего римского города Карнунт, расположенного в 40 километрах восточнее Вены, где разбивают туристический лагерь. Для друзей это был просто пикник, а для Листа — 1500-я годовщина победы германцев над римлянами, которую он отпраздновал огнем и захоронением восьми винных бутылок в форме свастики под аркой Языческих Ворот. Carnuntum в 15 году н. э. был римским военным лагерем, а со 106 года становится столицей римской провинции (Верхняя) Паннония — Pannonia superior.
После смерти отца в 1877 году Гвидо самостоятельно ведет семейный бизнес, к чему не оченьприспособлендаинерасположен.26сентября1878годуЛистженитсянаХеленеФерстер-Петерс(HeleneFörster-Peters).Вэтомбракеунегородитсядочь.ПоследующеедесятилетиеосталосьвпамятиГвидокактрудноевремя,когда молодой паре приходилось выживать на его скудный журналистский заработок. Все эти годы Лист работал над большим романом "Карнунтум" (издан в двух томах в 1888 году), воодушевленный воспоминаниями о своем приключении в окрестностях этого города в 1875 году. Это произведение впоследствии имело большой успех и не только у националистов. Лист изобразил конфликт между германским коренным населением Венского бассейна и римскими колонизаторами или римско-католической церковью. Выдуманное Листом нападение германцев на Карнунт явилось в его фантазии событием, предрекшим будущую гибель Риму.
В 1888 году выходит в свет исторический труд Генриха Кирхмайра "Древнегерманское племя квадов" (Heinrich Kirchmayr "Der altdeutsche Volksstamm der Quaden"). Книгу опубликовало издательство "Немецкий дом" (Verein 'Deutsches Haus') в Брно, чьим президентом был крупный промышленник Фридрих Ванниэк (Friedrich Wannieck). Он был поражен параллелями между художественным воображением Листа и академическим трудом Кирхмайра. Промышленник и Лист крепко подружились. А щедрость Ванниэка, как утверждает автор книги "Оккультные корни нацизма" Николас Гудрик-Кларк, "привела впоследствии к созданию Общества Листа (Guido-von-List-Gesellschaft) двадцать лет спустя".
Читайте также: Великие мистики в реалиях: Новалис
В 1899 году, через 8 лет после смерти своей первой жены, Лист женится на актрисе Анне фон Виттек (Anna von Wittek), которая сыграла главную роль в одной из его ранних пьес. Их знакомство состоялось 3 декабря 1894 года — в день премьеры мифологической пьесы Листа Der Wala Erweckung - "Пробуждение Вала", которая должна была последовать за его речью о немецкой миссии. На входных билетах было напечатано: "Для евреев недействителен". Свадебная церемония прошла в евангелической протестантской церкви. По свидетельству британского биографа Гвидо фон Листа, "лютеранство его жены отражало духовные колебания многих австрийских пангерманистов, желавших выразить свое разочарование в империи отказом от общепринятой католической веры".
В 1902 год после операции по удалению катаракты Гвидо Лист практически полностью ослепнет на долгие 11 месяцев. В это время он обращается к толкованию древнегерманских рун и изучению "арийского праязыка" и прочих символов в старинных надписях. В 1903 году кайзеровская Академия наук в Вене вернула Листу рукописи с его "изысканиями" без каких-либо комментариев. В 1907 году Гвидо Лист внес дворянскую частицу "фон" в адресную книгу венского дворянства, на основании того, что его предки были дворянами, но его дедушка отказался от титула. С этого времени он стал именоваться Гвидо фон Лист. На следующий год Гвидо с товарищами и единомышленниками основывает Общество Листа. Внутри него в 1911 году он создает Hohen Armanen Orden (HAO), круг посвященных, объединивший немногих членов Общества, но через некоторое время распавшийся.
Во время Первой мировой войны произведения Листа оказались очень востребованы солдатами-фронтовиками, и он получал много писем-откликов. Его книгами зачитывались в окопах и госпиталях.
Весной 1919 году, когда в воюющей Дунайской монархии царил голод, Лист с супругой решили отправиться в поместье патрона Общества Листа, который жил в Ланжене, около Бранденбурга. По прибытии на вокзал в Берлине, Лист почувствовал себя разбитым. Врач диагностировал воспаление легких. Утром 17 мая 1919 года поэт-мистик и пророк национального возрождения скончался в одном из пансионов Берлина. Его кремировали в Лейпциге, а урну с прахом захоронили на центральном кладбище Вены. Некролог Гвидо фон Листу появился на одной из четырех страниц газеты "Мюнхенский наблюдатель" — Münchner Beobachter. В следующем году эта газета, издаваемая Рудольфом фон Зеботтендорфом (Rudolf von Sebottendorf) под названием Völkischer Beobachter, станет официальным нацистским органом и останется ведущей газетой партии вплоть до 1945 года.
Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":
Великие мистики в реалиях: Гурджиев
Великие мистики в реалиях: Пифагор
Великие мистики в реалиях: Джон Донн
Великие мистики: Хуан де ла Крус
Мистики в реалиях: Хильдегарда
Великие мистики в реалиях: Эрик Хануссен
Великие мистики в реалиях: Тереза Авильская
Великие мистики в реалиях: Савва Сторожевский
Великие мистики в реалиях: Раймунд Луллий
Великие мистики в реалиях: доктор Фауст
Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус
Великие мистики в реальности: Сен-Жермен
Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский
Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй
Великие мистики в реалиях: Калиостро
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"