Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус

Влияние Ангела Силезского, наряду с влиянием Беме, испытал на себе немецкий романтизм. Все учение и творчество романтиков было проникнуто мистикой. Артур Шопенгауэр в своем главном произведении "Мир как воля и представление" называл Ангела "достойным восхищения и необозримо глубоким". Голливуд цитирует его стихи в современных блокбастерах.

Духовный стихотворец, теолог и немецкий мистик Ангел Силезский, или Ангелус Силезиус (Angelus Silesius), родился в декабре 1624 года в Бреслау (ныне Вроцлав). Настоящее его имя Иоханнес Шеффлер (Johannes Scheffler), но родившийся в Силезском крае, куда относился Бреслау, он, в соответствии с модой XVII века, взял себе латинизированное имя. Так он подписывал свои сочинения.

Об актуальности произведений Ангелуса Силезского говорит множество фактов. В числе его наследников числятся такие достижения культуры всего человечества, как немецкий романтизм и русская религиозная философия. Его труды переиздаются и переводятся на различные языки. В ремейке Мартина Скорсезе "Мыс страха" уголовник Макс Кади в исполнении Роберта де Ниро намеренно искажает строки Ангелуса Силезского: "Я как Господь, и Бог как я. Я настолько же велик, как Бог, и Бог настолько же мал, как я. Он не может быть выше меня, я не могу стоять ниже Него".

Точная дата его рождения неизвестна, но крестили будущего известного поэта эпохи барокко 25 декабря. Отец Иоханнеса, польский дворянин Станислав Шеффлер, из-за своих лютеранских убеждений вынужден был переехать из Кракова в Бреслау. В 1639 году Станислав скончался, а два года спустя умерла и его жена Мария Магдалена Хеннеман, которая была намного моложе своего супруга.

После окончания Елизаветинской гимназии в родном городе, Иоханнес с 1643 года учился в Страсбурге, Лейдене и Падуе и в 1648 году был возведен Падуанским университетом в степень доктора философии и медицины. Свои первые стихотворные опыты на латинском языке он предпринял, обучаясь в гимназии св. Елизаветы. Вышедшая из печати книга была посвящена его преподавателю риторики и поэтики Кристофу Кёлеру (Christoph Köler), который был другом и биографом немецкого поэта Мартина Опица, главы Первой Силезской поэтической школы и автора "Книги о немецком стихосложении".

В Лейдене он близко сошелся с мистиком и теософом Абрахамом фон Франкенбергом (Abraham von Frankenberg), который познакомил его с трудами великого богословского философа-мистика Якоба Бёме (Jakob Böhme). Произведения последнего известны в России не только благодаря деятельности масонов, в частности, Н.И. Новикова, но и русской религиозной философии (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).

С ноября 1649 года до конца 1652 года Шеффлер был лейб-медиком герцога Виттенбергского и Эльского Сильвия Нимрода. Медицинскую карьеру он закончил в 1663 году в звании придворного медика императорского двора в Вене, на эту должность он был назначен в 1654 году. Находясь на этой должности, 12 июня 1653 года в бреславской церкви св. Матфея поэт принял католичество и получил имя Ангелуса в честь испанского мистика Иоганна де Анхелиса (Johannes de Angelis).

В Вене Ангелус занимается практической мистикой. Практическая, или психологическая, мистика отличается от богословской. Это мистика личного опыта, собственного, внутреннего, интуитивного познания Бога, слияния с Ним. К числу подобных мистиков относятся отцы-пустынники и анахореты-отшельники. Мистиком был Франциск Ассизский, монахи-бегинки, испанская кармелитка Тереза Авильская, монахиня-бенедиктинка из Германии Хильдегарда Бингенская и многие другие.

Как отмечает переводчица Ангелуса Силезского на русский язык Н.О. Гучинская: "Личный мистический опыт, опыт "пути ко Христу", был, как правило, связан с экстазом, выходом из себя и потусторонним, незримым для других познанием Божественного (unio mystica)".

В 1653 году Ангелус написал сочинение, в котором в качестве побудительного мотива своего обращения из протестантизма в католицизм назвал кощунственный отказ от мистики (Theologiae Mystica), являющейся высшей христианской мудростью. В господствующем догматическом протестантизме он увидел идолопоклонство разума.

В феврале 1661 года Ангелуса приняли в орден миноритов, и 21 мая того же года он был посвящен в Нейсе в сан священника. Вернувшись в Бреслау, он получил титул и место гофмаршала при архиепископе Силезском, возглавлявшем в этой земле движение Контрреформации.

Силезий сам рьяно ратовал за возвращение в лоно римско-католической церкви, и, по свидетельству современников, во время одной из процессий он, надев терновый венок и взвалив себе на спину крест, в экстатическом подражании Христу прошел по улицам Бреслау, невзирая на насмешки протестантов.

Скончался Ангелус Силезский в Бреслау 9 июля 1677 года в монастыре св. Матфея, где и был похоронен.

Его перу принадлежит более 200 духовных стихотворений и несколько кратких нравоучений в стихах. Главное сочинение Ангелуса Силезского вышло в 1657 году под названием "Остроумные речения и вирши" (Geistreiche Sinn und Schlussreime), при втором издании в 1675 году оно получило ставшее знаменитым название "Херувимский странник" (Cherubinischer Wandersmann). В отличие от первого издания, в котором было пять книг, во втором появилась шестая, озаглавленная как "Приложение".

Читайте все статьи из серии "Великие мистики в реальности":

Великие мистики в реальности: Сен-Жермен

Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский

Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй

Великие мистики в реальности: Калиостро

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Последние новости сегодня 28.07.2011

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить