Чем, помимо пророчеств, знаменита Хильдегарда Бингенская?

Мистики в реалиях: Хильдегарда

Хильдегарда Бингенская — уникальная женщина всех времен и народов, а не только для европейского Средневековья. Она выдающаяся пророчица, мистик, визионер, религиозный и общественный деятель, композитор, поэт, целительница, натуралист, знаток физики и космологии. Такое стало под силу лишь титанам Возрождения, родившимся мужчинами.

Предположительно Хильдегарда Бингенская (Hildegard von Bingen) родилась летом 1098 года в Бермерсхайме-фор-дер-Хеэ (Bermersheim vor der Höhe), там имеется баптистерий. Или в коммуне Нидерхозенбах (Niederhosenbach), которая также находится в земле Рейнланд-Пфальц. Там на момент ее появления на свет жил ее отец. Однако ни один из биографов современников Хильдегарды не сообщает ни о месте ее рождения, ни конкретной даты.

Хильдегарда была десятым ребенком своих родителей Хильдебрехта Хозенбахского (Hildebrecht von Hosenbach) и Мехтильды (Mechtild), принадлежавших к элите германского дворянства. Отец происходил из свободных рыцарей — Edelfreie, или Edelinge, которые затем и составили высшее дворянство, развившееся в двенадцатом столетии в Священной Римской империи.

Читайте также: Рыцарские доспехи: защита или обуза

Впоследствии в одном из своих сочинений о свойствах металлов, Хильдегарда сравнит латунь с "рыцарем, который не по рождению является таковым, а лишь был произведен в рыцари", и отметит, что в медицине латунь, скорее, вредит, нежели приносит пользу. "Метафора недвусмысленно свидетельствует о консервативных общественных взглядах, которые Хильдегарда, аристократка по происхождению, принесла с собой в монастырь", — свидетельствует исследовательница Барбара Ньюман.

С момента своего рождения Хильдегарда была посвящена Церкви — по обычаю десятина принадлежала именно ей. В своей автобиографии она писала: "и родители мои со вздохами посвятили меня Богу, а на своем третьем году жизни я увидела такой большой свет, что душа моя затрепетала". Видения, обнаруженные в столь раннем возрасте, побудили родителей вверить девочку духовной опеке монахинь бенедиктинского монастыря в Дизибоденберге (Disibodenberg).

В восемь лет Хильдегарду отдали на воспитание монахине Ютте фон Шпонхайм (Jutta von Sponheim). Образование Хильдегарды состояло из обычного для той поры знания Библии и латинской патристики, семи свободных искусств и литургии бенедиктинцев. Женщин не учили латинскому языку систематически, им было достаточно выучить псалмы наизусть, не очень вникая в их содержание. Поэтому, называя себя "бедной, непросвещенной глупышкой", Хильдегарда не столько уничижает себя паче гордости, сколько в соответствии с посланием апостола Павла — "избрала немудрое мира, чтобы посрамить мудрых", но и признаться в своей схоластической необразованности. В действительности она представляла собой тип очень образованной самоучки.

Читайте также: Великие мистики в реалиях: Тереза Авильская

Она поглощала буквально все попадавшие в ее руки фолианты, вплоть до трактатов по астрологии и новейших переводов арабских сочинений по медицине. Но латинской грамматики она не знала, и даже на закате жизни Хильдегарда нуждалась в помощи грамотного переписчика, который исправил бы падежи и окончания. В Средние века читатели знакомились с видениями Хильдегарды по фрагментам, включенным в антологии, но ее слишком объемные книги, редко переписывались и еще реже читались.

Отчасти поэтому искусство целительства, описанное Хильдегардой Бингенской в труде "Причины и врачевания" (Causae et curae), в современной Германии известно намного больше, чем ее богословские труды. Портреты монахини смотрят со стен кабинетов модных знахарей, она улыбается клиентам биомагазинов, красуется на упаковках спельты (полбы) или мюсли, а также украшает упаковки со сбором лекарственных трав. Правда, в данном случае современные народные целители ошибаются, Хильдегарда рекомендовала заваривать подобную настойку не в воде, а в вине. Кроме того, Хильдегарда Бингенская учила,чтокровопусканиеукрепляетиммуннуюсистему,есликровьотворятьнатощакчерезшестьднейпослеполнолуния.Приэтомкровьнужноизыматьдотехпор, пока она не посветлеет.

Популяризатором этого аспекта деятельности Хильдегарды выступил австрийский врач Готтфрид Хертцка (Gottfried Hertzka), который перевел рецепты с латинского языка, и его последователем, бывшим работником фармацевтической промышленности, химиком Вигхардом Стреловым. На основе этого в 1970 году была разработана методика целительства, которую Хертцка назвал Hildegard-Medizin. Она применяется в альтернативной медицине до сегодняшнего дня.

Читайте также: Великие мистики в реалиях: доктор Фауст

Благодаря женской интуиции, дару ясновидения и практическим навыкам Хильдегарда очень точно описала около 230 видов растений, каждый из которых имел для нее свое соответствие во внутреннем мире человека. В силу точности этих описаний ее труд не утратил своей актуальности и в настоящее время. По данным немецкого института социологических исследований и статистического анализа Forsa, в 2003 году три процента опрошенных граждан в Германии практиковали эти методы лечения.

После смерти Ютты фон Шпонхайм в 1136 году Хильдегарда стала аббатисой монастыря, который в 1147 году был перенесен на холм святого Руперта близ рейнского города Бинген. Именно ему Хильдегарда и обязана своим прозвищем. На 43-м году жизни Хильдегарда услышала "небесный глас", повелевший ей записать свои видения. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда за десять лет записала 26 видений, составивших опус Sci vias lucis ("Познай пути света"), более известный как "Путеведение" — Scivias. Это визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация получила одобрение святого Бернара Клервоского и его ученика — римского папы Евгения III. Как нельзя более кстати пригодился при написании этого труда "язык незнаемый".

Как писал видный советский историк Сергей Аверинцев, переводчик латинских виршей Хильдегарды, ею был "составлен лексикон из 920 заново изобретенных вокабул с переводом на латинский и немецкий языки под заглавием "Язык незнаемый" — и в придачу она выдумывала новые начертания для букв!"

В англоязычных странах интерес, проявляемый к личности Хильдегарды, также не связан с ее мистикой, религиозным учением или этикой и космологией, хотя постоянно переводятся ее стихи и труды. Чуть ли не ежегодно записываются и выпускаются компакт-диски, посвященные ее литургическим песнопениям. По мнению ведущих музыкантов, они представляют собой виртуозный и яркий репертуар пения "а капелла" и его трудно описать обычным термином "грегорианский хорал" (cantus planus).

Хильдегарда вела активную общественную деятельность. Среди ее адресатов были понтифики Евгений III и Анастасий IV, которых она критиковала из-за их вялой политики, и германский император Фридрих I Барбаросса, с которым она была лично знакома и от которого в 1163 году получила охранительную грамоту для своего монастыря.

Умерла Хильдегарда 17 сентября 1179 года в монастыре бенедиктинок Рупертсберг (Kloster Rupertsberg) под Бингеном. В этот день католическая и англиканские церкви отмечают ее память.

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":

Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй

Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский

Великие мистики в реальности: Сен-Жермен

Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус

Великие мистики в реалиях: Раймунд Луллий

Великие мистики в реалиях: Савва Сторожевский

Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг

Великие мистики в реалиях: Эрик Хануссен

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *