Католическая святая Тереза Авильская была основательницей орденской ветви «босоногих кармелиток»

Великие мистики в реалиях: Тереза Авильская

Католическая святая Тереза Авильская (Teresa de Ávila) была основательницей орденской ветви "босоногих кармелиток" и автором нескольких мистических сочинений. Западная церковь причисляет ее к учителям Церкви, но кроме этого, она одна из первых женщин-писательниц. В отличие от большинства ее позднейших последовательниц, авторские труды Терезы до сих пор востребованы.

Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sánchez de Cepeda y Ahumada) родилась 28 марта 1515 года в Готаррендура (Gotarrendura), в кастильской провинция Авила. Ее дедушка со стороны отца был евреем из Толедо, принявшим вместе со своей семьей в 1485 году христианство. Отец будущей святой Алонсо Санчес, чтобы скрыть свое происхождение от марранов (от испанского marrano - "свинья", так в 14-15 вв. на Пиренеях грубо называли евреев-выкрестов), взял фамилию своей первой супруги де Сепеда.

У отца Терезы было трое детей от первого брака. Вторым браком он женился на Беатрис Давила-и-Аумада (Beatriz Dávila y Ahumada), которая происходила из обедневшего кастильского рода. После Терезы, у ее матери Беатрис, родилось еще десять детей. Родители Терезы была знатными и богатыми. Они состояли в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии.

Читайте также: Великие мистики в реалиях: Савва Сторожевский

Рано научившись читать, Тереза полюбила жития святых и мучеников, а также довольно распространенную в то время светскую литературу — рыцарские романы. Однажды она вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди учения Христа, но беглецов быстро вернули. После смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 14 лет, отроковица на коленях молила стать ее заступницей Божью Матерь. Через два года после кончины матери и замужества старших сестер, Тереза, по настоянию отца, поступает в монастырь августинок в Авиле, откуда вернулась через 18 месяцев.

В юности Тереза, по ее признанию, чувствовала "смертельное отвращение к монашеской жизни". Предположительно в 1536 году, после выздоровления от серьезного недуга, Тереза тайно от отца бежала в монастырь кармелиток, приняв имя Тереза Иисусова (Teresa de Jesus).

В первые годы монастырской жизни Тереса де Хесус тяжело заболела: ее разбил паралич, но она сумела оправиться и превратилась в мудрую женщину, вокруг которой сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. Первоначально многие, включая и ее отца, подумали, что это чистой воды шарлатанство, но, спустя три года, когда она, казалось, отдала Богу душу и ее тело уже собирались предать земле, как стоило Терезе совершаеть внутреннюю молитву - и она возвращается к полноценной жизни.

Однажды в 1554 году Тереза вошла в часовню, как ее захлестнула волна жалости принять страданиезаИисусаХриста.Эточувствопреобразилоее,позднееонапризнается:"Жизньмоякончилась— началась жизнь Бога во мне". За семь лет (1555-1562 гг.) Тереза проходит семь ступеней экстаза. В 1560 году она переживает видения Ада,

Как описывала Тереза в своих книгах, жизнь в монастыре подарила ей необычный духовный и мистический опыт. Писать она начала скорее по послушанию, нежели по желанию. За относительно небольшой отрезок времени она сумела оставить после себя большое количество произведений, став не только первым богословом-женщиной в истории католической церкви, но и первой испанской писательницей.

Основное произведение, написанное Терезой, — "Внутренний замок". В этом мистическом трактате она изображает душу как замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Тот, кто преуспеет в жизни во Христе и в молитве, переходит из одной обители в другую, пока не пройдет, наконец, в самую сокровенную комнату. При этом каждому переходу из обители в обитель соответствует своя особая молитва.

В советском фильме "Гусарская баллада" полководец Кутузов, в исполнении актера Игоря Ильинского, проникновенно и с иронией говорит барышне Шурочке, без спросу надевшей военный мундир: "Не верю я безгрешным — сам грешен". Американский психолог Вильям Джемс, оценивая мистический опыт святой Терезы Авильской, отметил, что "ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством".

Вторая половина жизни Терезы была посвящена созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Она умерла 4 октября 1582 года во время очередного путешествия, когда гостила в основанном ею монастыре Альба-де-Тормес (Alba de Tormes). По иронии, в ночь, когда она скончалась, в Испании было введено грегорианское летоисчисление.

В 1614 году происходит беатификация Терезы, т. е. ее причисляют к лику блаженных католической церкви. В 1617 году она становится покровительницей Испании, а в 1622 году — святой. В 1944 году римский папа Пий XII делает Терезу покровительницей игроков в шахматы. В 1970 году очередной понтифик Павел VI возводит святую Терезу в учителя Церкви.

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":

Великие мистики в реалиях: доктор Фауст

Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус

Великие мистики в реальности: Сен-Жермен

Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский

Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй

Великие мистики в реальности: Калиостро

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *