Католический святой Иоанн Креста, или Хуан де ла Крус, причисленный к Учителям Церкви, был одним из крупнейших христианских учителей-мистиков, указавших путь к совершенству. Он был также выдающимся испанским поэтом, хотя оставил только 10 стихотворений. Его описание темной ночи волнует как один из видов общечеловеческого и христианского опыта.
Святой Иоанн Креста, или Святой Хуан де ла Крус (San Juan de la Cruz), носил в миру имя Хуан де Епес Альварес (Juan de Yepes Álvarez). Возможно, он родился 24 июня 1542 года в маленьком испанском городке Фонтиверос (Fontiveros), недалеко от Авилы, в Кастилии. Дата его рождения указана приблизительно, потому что примерно через год после его появления на свет сгорел весь архив приходской церкви со всеми метрическими книгами.
Отец будущего поэта-мистика, дон Гонсало де Епес (Gonzalo de Yepes), происходил из богатой семьи толедских торговцев шерстью. Путешествуя по торговым делам, однажды на ярмарке он повстречал красивую девушку-сироту, удочеренную местной ткачихой. Семья знатного идальго, имевшего герб, отвернулась от него. Первое время отец Хуана зарабатывал на жизнь написанием писем для неграмотных крестьян. Впоследствии он освоил ремесло ткача.
Хуан был третьим сыном в семье. Первенец Франсиско родился около 1530 года, через пять или шесть лет на свет появился Луис. Оставшись без отца в возрасте четырех лет, Хуан де Епес вместе с матерью Каталиной Альварес (Catalina Álvarez) и братьями в 1555 году переехал в более крупный город Медина-дель-Кампо. Там его отдали в подмастерья. Мальчик освоил множество профессий: башмачника, скорняка, столяра и живописца.
Одновременно он посещал благотворительную школу Colegio de los Doctrinos. С 1559 года он стал посещать только что основанную школу, которую содержали иезуиты, где юноша получил солидное образование. Средства к существованию приносила работа санитаром в больнице для сифилитиков Hospital de las bubas.
В 1564 году Хуан начинает изучать в университете Саламанки теологию и философию. В этом крупнейшем университете Европы он проучился четыре года. В 1563 году Хуан де Епес под именем Хуана де Сан Матиас (Juan de San Matías), то есть святого Матфея. Летом 1567 года 25-летний Хуан познакомился с будущей небесной покровительницей Испании — святой Терезой Авильской. Тереза де Хесус была первой женщиной-писательницей и первой женщиной-теологом в Испании. После окончания учебы в Саламанке, 28 ноября 1568 года, он принимает самостоятельно выбранное им монашеское имя брата Хуана де ла Крус — Иоанна Креста.
Хуан де ла Крус собирался оставить орден, но 52-летняя Тереза убедила его заняться созданием мужской ветви недавно реформированного ею ордена кармелиток, который она возвратила к первоначальному уставу. Реформированная ветвь расколотого ордена кармелитов стала называться Descalzos — босоногие.
Брошенный в тюрьму противниками реформ, он пережил сильный душевный кризис, названный им впоследствии "темной ночью". Тереза де Хесус писала королю Филиппу II, что лучше бы Хуан де ла Крус "попал в руки мавров, ибо мавры были бы милосердней". Свет и воздух проникали в каморку размером полтора на два метра через узкую щель под потолком шириной в два пальца. Каждую пятницу он, стоя на коленях, выслушивал наставления приора, затем каждый из братьев ударял тщедушного поэта и богослова бичом.
Весной 1578 года сменился начальник тюрьмы, который, по просьбе Хуана де ла Крус, разрешилвыдатьузникукарандашибумагу.Его"Духовныепеснопения"(Cánticoespiritual)былибольшейчастьюнаписанывзаточении,так же как идругие произведения: "Источник", "На реках Вавилонских", "Романс". В августе Хуану удалось бежать. Он продолжал реформу, скрываясь в монастыре босоногих в Хаене, основывая новые обители по всей Андалусии. Хуана де ла Крус избирали викарием провинции и приором Гренады. В эти годы им были написаны прозаические сочинения, сделавшие его учителем мистического богословия. Это были комментарии к его собственным стихам.
По мнению Ларисы Винаровой, исследовательницы и переводчицы творчества Хуана де ла Крус: "В отличие от поэзии, эти трактаты написаны не с целью передать мистический опыт, а сугубо с педагогической целью".
Однако вскоре Иоанн Креста оказался втянутым в распрю между ортодоксальной и реформированной ветвями ордена. В результате этой распри Хуан де ла Крус был смещен Николасом Дориа (Nicolás Doria), лишен званий и должностей и отправлен в горный монастырь Убеда (Úbeda), где он 14 декабря 1591 года скончался. Предание гласит, что когда братья начали читать умирающему благочестивое наставление душе, то Хуан попросил почитать ему Песнь Песней. Через два года мощи Хуана де ла Круса были тайно перевезены в Сеговию и захоронены в монастыре босоногих кармелиток. Там они находятся и поныне.
В 1726 году Иоанн Креста был канонизирован, а в 1926 году провозглашен Учителем Церкви. Из страха перед инквизицией он уничтожил большую часть своих рукописей. Впервые его произведения вышли в свет в 1618 году, а первое комментированное издание относится к 1912 году. Хуан де ла Крус был одним из крупнейших испанских поэтов, оставивших всего 10 стихотворений, а также несколько вариаций на темы народных песен. Мистик Хуан де ла Крус является автором так называемых глоссов — трактатов с построчными, едва ли не дословными комментариями к его стихам. Они написаны на родном кастильском наречии, в отличие от латинских сочинений святой Терезы.
Двойной трактат "Восхождение на гору Кармель" (Subida del Monte Carmelo) и "Темная ночь" (Noche oscura) комментируют маленькую (в восемь строф) поэму "Темная ночь души".
Критики утверждают, что Хуан де ла Крус был "автором эпохи Возрождения, в чем-то предвосхищавшим грядущий стиль барокко, но говорил он на языке средневековой риторики". Сходство между великими испанскими мистиками и мудростью Востока отметил выдающийся философ прошлого столетия Хосе Ортега-и-Гассет: "Так, согласно Сан Хуану де ла Крус, предпосылкой для любого странствия в запредельное служит "покойная обитель".
Обуздание влечений и любопытства; "великое отречение от всего", — по словам Святой Тересы, "высвобождение души"; другими словами, полный отрыв от корней и сцеплений наших многочисленных жизненных интересов, дабы "предуготовиться к слиянию" (Святая Тереса), — все это служит одной цели. Сходным образом индус формулирует условие овладения таинствами мистицизма: nanatvam na pasyati - не замечать толпы и многообразия".
Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":
Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй
Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский
Великие мистики в реальности: Сен-Жермен
Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус
Великие мистики в реалиях: Раймунд Луллий
Великие мистики в реалиях: Савва Сторожевский
Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг
Великие мистики в реалиях: Эрик Хануссен
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"