Гегель назвал Якоба Бёме "первым немецким философом"

Великие мистики: Якоб Бёме

Гегель назвал Якоба Бёме "первым немецким философом". Творчество этого необразованного сапожника не поддается классификации, одновременно относясь к мистике, философии и эзотерике. Самоучка, утверждавший, что Бог дал ему знание легко освоил гностицизм и писания Отцов Церкви. Он оказал влияние на самых выдающихся философов XVII-XX веков.

Немецкий христианский мистик, философ и христианский теософ Якоб Беме (Jakob Böhme) родился в 1575 году в Альт-Зайденберге (Alt Seidenberg), расположенном южнее Герлица (Görlitz) вблизи границы Богемии. Поскольку его отец Якоб и мать Урсула Франкенберг были "бедными и незначительными крестьянами добротного немецкого покроя", метрика с точной датой рождения будущего гения не сохранилась. Хотя некоторые историки убедительно доказывают, что семья отнюдь не была такой уж бедной, а владела 16 рутами земли, что в метрической системе мер составляет 35 гектаров.

Непосредственные предки Якоба проживали в этих краях с середины XVI столетия, хотя известно, что некий Ганс Беме жил в Альт-Зайденберге в начале XIV века. В приходской церкви отец будущего философа записан как "церковный отец", то есть церковный служка. Таким же вспомоществователем Божьего дома был и его дед — Амброзий (Ambrosius). Силезия во времена Беме была краем последователей Парацельса. В Герлице копировались труды этого знаменитого алхимика и оккультиста, а бургомистр города был его учеником.

Поскольку с детства будущий "тевтонский философ" отличался слабым телосложением, родители справедливо решили подыскать ему ремесло взамен крестьянского. До того, как мальчик пошел в деревенскую школу, его отдали на выучку к сапожнику. Хотя время от времени ученик сапожника вынужден был пасти скот.

Якоб рассказал своим друзьям и даже показал им место, где с ним приключилось необъяснимое чудо, когда он пас отару. Однажды на вершине не очень удаленной горы Ландескроне он нашел вход в пещеру — подобие дверей, образованных сросшимися красными валунами. Внутри стояла кадка с деньгами. Юнец испытал необъяснимый ужас и выбежал оттуда, ничего не взяв. Позже, явившись сюда в компании пастухов, Якоб не обнаружил входа в загадочную пещеру. Подобного рода переживание испытал другой выдающийся мистик — психиатр Карл Густав Юнг.

Сохранилось удостоверение, выданное 24 апреля 1599 года и подписанное бургомистром Герлица, что 24-летний Якоб Беме является гражданином этого города. В этот же день Беме покупает сапожную лавку на Нижнем рынке, что также нашло отражение в торговом инвентаре города. Следующая запись датирована 10 мая того же года, из которой явствует, что Якоб Беме взял замуж Катарину, дочь мясника Ганса Кунцшманна. 21 августа 1599 года инвентарная книга городских торговых сделок свидетельствует, что сапожник Беме приобрел дом Пауля Адама у ворот Найсе на Гончарной горе за 300 марок при долевой оплате. В промежуток между 1600 и 1606 годами у четы Беме родились четверо сыновей.

Тем более удивительно для тщедушного философа. Внешне это был маленького росточка человечек с низким лбом и слегка кривым носом, но его серо-голубые, почти небесного цвета, глаза блестели, словно окна в храме Соломона. Чахлая растительность на подбородке, негромкий голос дополняют его портрет. По словам современников, он был скуп на жестикуляцию, скромен в словах, терпелив при переменах, вынослив в страданиях и мягок сердцем. Эти описания особенно важны, потому что до нас не дошло ни единого прижизненного изображения "высокоодаренного немецкого чудо-человека".

Якоб Беме считается образцовым мужем и отцом семейства. Он отстаивает интересы своего цеха перед лицом цеха дубильщиков кож. Словом, ведет жизнь рядового немецкого бюргера, ничем не отличаясь от сотни других таких же как он обывателей и ремесленников. Так можно было бы сказать о Беме в том случае, если бы о немниктосейчасневспоминал.

На 25-м году жизни Якобу было видение. Как сообщал впоследствии его ученик Абрахам фон Франкенберг: "Через слепящий блик оцинкованного сосуда (свет которого был добрым и бодрящим) он был всецело увлечен к самым глубинным основаниям, к центру тайной природы. Он решил пойти к воротам Найсе у Герлица на зеленый луг, с тем чтобы избавиться от этого наваждения, которое показалось ему сомнительным. И тем не менее это видение становилось все яснее, так что он смог посредством запечатленных знаков проникнуть в сокровенные глубины природы. Он в большой радости, вознося хвалу Богу, узрел смысл своих домашних дел в воспитании детей и обходился теперь с каждым еще более мирно и дружески, и о своей тайне говорил мало или совсем ничего".

Через десять лет, в 1610 году, Якоб Беме переживает второе прозрение, о котором сообщает только спустя два года. На протяжении пяти месяцев между январем и Троицей 1612 года возникает рукопись под характерным для той эпохи длинным-предлинным названием "Утренняя заря в восхождении, корень или мать философии, астрологии и теологии на верном основании, или же описание природы, как все было и как состоялось начало…". Знаменитый "первенец" Беме "Утренняя заря", названный Бальтазаром Вальтером "Аврора" (Aurora oder Morgenröte im Aufgang), был опубликован после смерти автора. Однако с манускриптом ознакомились многие знакомые Якоба.

В 1606 году старшим пастором Герлица стал непримиримый догматик лютеранин Грегор Рихтер. Поистине с говорящей фамилией: Richter означает "судья". В результате Беме как члену городской общины, посещающего каждое воскресенье городскую церковь, предъявили официальное обвинение. 28 июля 1613 года Рихтер обвиняет испуганного сапожника, а спустя два дня приказывает явиться на допрос об исповедуемой им вере. Якобу запрещают браться за перо, и запуганный сапожник, опасающийся за семью, соглашается.

Беме прекрасно осознавал, что его призвание отнюдь не сапожное ремесло. Еще до того, как старший пастор и городской совет стали его гнобить, в марте 1613 он продал свою лавку. Чтобы прокормить семью, Якоб вместе со своей толковой женой начинает торговать пряжей. Этот род предпринимательской деятельности потребовал от домоседа Беме поездок, во время которых он посещает своих друзей и товарищей по убеждению. В своих письмах Беме иногда говорит о необходимости пользоваться тайным языком.

Друг Беме и его домашний врач в первых числах ноября 1624 года констатирует у Якоба нарушение кровообращения, сопровождаемое отеками и резким упадком сил. Призвав к себе своего сына Тобиаса, Беме спросил его, не слышит ли он прекрасную музыку, и, получив отрицательный ответ, он просит его открыть двери, чтобы лучше слышать напев.

17 ноября 1624 года, простившись с семьей, со словами "теперь я отправляюсь в рай" Беме почил в Бозе. На могильном кресте Беме был начертан старый стих розенкрейцеров: "Из Бога рожденный, во Христе умерший, Святым Духом запечатленный". Этот воздвигнутый друзьями крест толпа изгадила и сломала.

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики":

Великие мистики: Мейстер Экхарт

Великие мистики: Хуан де ла Крус

Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй

Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский

Великие мистики в реальности: Сен-Жермен

Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус

Великие мистики в реалиях: Раймунд Луллий

Великие мистики в реалиях: Савва Сторожевский

Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг

Великие мистики в реалиях: Эрик Хануссен

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить