Реальная история графа Калиостро

Великие мистики в реалиях: Калиостро

Джузеппе Бальзамо, более известный как граф Калиостро, — это человек, слава которого преувеличена легендой. Трудно ответить на вопрос, был ли он человеком, призванным подготовить Французскую революцию, или он шарлатан, выдававший себя за мага. Более определенно можно сказать, Калиостро был мистиком и масоном, обладавшим незаурядной силой внушения.

Джузеппе Бальзаме родился 8 июня 1743 года на острове Сицилия в городе Палермо. В свое время он был известен под разными именами: Тискио, Мелина, граф Гарат, маркиз де Пеллегрини, маркиз де Анна, граф Феникс, Бельмонте, но более всего граф Калиостро. Родители его были набожными католиками, мелкими торговцами сукном и шелковыми материями.

Мальчика, обладавшего пытливым умом и способностями, родители отдали в семинарию святого Роха в Палермо. После того как он сбежал оттуда, его поместили в монастырь святого Бенедетто около Картаджироне. Благодаря склонности к ботанике, парня отдали на воспитание монастырскому аптекарю, и в его лаборатории он обучился пользоваться различными средствами, что ему очень пригодилось в будущем. Один из биографов Калиостро отметил, что мазь для лица, скипидарные пилюли и канадский бальзам готовились в обычных аптеках по рецептам Калиостро, которые сохранились. Когда швейцарский пастор, философ и писатель Иоганн Каспар Лафатер спросил у него, в чем его секрет, Калиостро коротко ответил, что вся его наука заключается in verbis, herbis et lapidibus ("в словах, травах и камнях"). Сказанное означало, что Калиостро совершает свои чудесные исцеления при помощи простых снадобий: растений, минералов и гипнотического дара внушения.

Отцы-бенедиктинцы частенько наказывали будущего чародея за различные проделки, которые не всегда были безобидными. При помощи своего родственника-нотариуса он подделал завещание в пользу маркиза Мориджи. В другой раз Бальзамо (более привычное имя Джузеппе на французский лад) проявил свое знание мистицизма. Ему удалось дочиста обобрать золотых дел мастера Марано, которому он обещал найти в окрестностях Палермо богатейший клад. Обманув простака, Бальзамо уехал в Мессину и там принял фамилию своей тетки — Калиостро, присовокупив к ней графский титул, о котором впоследствии сам говорил, что он не принадлежит ему по рождению, но имеет особое таинственное значение. Впрочем, однажды он открылся своей собеседнице (скрытой недоброжелательнице Калиостро), что он не испанец, не граф Калиостро, но что он служил великому Кофте под именем Фридриха Гвалдо, и заявлял при этом, что должен таить свое настоящее звание.

В "Путешествии в Италию" Иоганн Вольфганг фон Гете (сам большой знаток герметизма) так описывает Калиостро: "Я отвечал, что перед публикой он и впрямь держался как высокородный аристократ, но в кругу друзей часто признавал свое скромное происхождение".

Вообще, Джузеппе предпочитал говорить о своем родстве по материнской линии, которая восходила к некоему Маттео Мартелло, поскольку это имя звучало как Карл Мартелл — знаменитый майордом франков, спасший в VIII веке Европу от нашествия мавров.

В Мессине, по сведениям Калиостро, он встретился с таинственным армянином Алтотасом, которому он был обязан всеми своими познаниями. Еще при жизни мистического графа загадочный армянин появился в незаконченном романе Фридриха Шиллера "Духовидец" — образ, скорее всего, навеянный всей эпопеей, связанной с авантюристом Калиостро. Впоследствии историки выяснили, что Алтотасом был человек неизвестного происхождения по имени Кольмер. Этот тип долгое время проживал в Египте, где узнал чудеса древней магии и с 1771 года стал учителем других посвященных в оккультные тайны.

Вместе с Алтотасом Калиостро посетил Египет, был в Мемфисе и Каире, а затем они приплыли на остров Родос. Когда они сели на корабль, чтобы снова вернуться в страну фараонов, ветер отогнал судно к Мальте. Тогда великим магистром Мальтийского ордена был Мануэль Пинто де Фонсека, питавший большую склонность к таинственным наукам. Шестьдесят восьмой гроссмейстер ордена предоставил своим гостям свою лабораторию, в которой они могли утолить свою страсть к алхимии. Говорили, что они занимались поиском философского камня и эликсира вечной молодости.

 

 

АлтотасисчезаетсМальты.Скореевсего,онпростосменилимя.Калиостросрекомендательнымиписьмамиотвеликогомагистра,скоторымонподружился,отправилсявНеаполькрыцарюАквиноде-Караманика.ТамКалиострохотелоткрытьигорныйдом,нозаподозренныйнеаполитанскойполициейперебралсявРим,гдеполюбил юную девушку.Лоренцо Феличиани была не только юна и прелестна, но и толкова. Женитьба на ней давала Калиостро возможность приобрести и жену, и сообщницу своих плутней. Как тогда писали, "преданная жена не должна для выгод мужа останавливаться даже перед собственным позором". Весьма прозрачный эвфемизм на пикантные детали.

В Вечном городе Калиостро свел дружбу с Оттавио Никастро, закончившим свои дни на виселице, и маркизом Альято, умевшим подделывать почерки и составившим для Джузеппе патент на имя полковника испанской службы. В этом чине он позже прибудет в Петербург. Но сначала он отправился в Бергамо. Маркиз, которому угрожал арест, сбежал от супружеской четы, прихватив с собой все деньги. Под видом паломников бедняги отправились в Мадрид, где Калиостро торговал прелестями своей супруги, а потом уехал с ней в Лондон. Первый приезд туда Калиостро в 1772 году оказался крайне неудачным. Выкупленный женой из английской тюрьмы, Калиостро отправился в Париж. Именно здесь к нему пришла слава. Конкуренцию алхимику и магу составлял в тогдашней столице мира некий Месмер, завороживший французскую публику опытами с животным магнетизмом. И тогда Калиостро уехал сначала в Брюссель, а затем в Германию, где его посвятили в масоны.

Когда нога Джузеппе вторично вступила на берега Альбиона, его уже ждал оглушительный успех, равного которому он и не мог себе представить. Перед масоном Калиостро открывались двери любых салонов и кружков, в которых он блистал в качестве эмпирика, духовидца и алхимика. В Лондоне Калиостро основал египетское масонство, допускавшее применение таинственных сил природы. Во время его второго визита в английскую столицу его уже окружал ореол путешественника по таинственному Востоку, где он прикоснулся величайших тайн и обрел оккультные знания. Когда собеседники просили Калиостро объяснить нечто на их взгляд таинственное, он в ответ рисовал им эмблему — змею, державшую в пасти яблоко, пронзенное стрелою, что означало мудреца, обязанного хранить свои знания в глубочайшей тайне. Тем временем его супруга Лоренца переменила имя на Серафиму и, оставив прежнюю свою беспутную жизнь, начала вращаться среди благочестивых квакеров, агитируя в пользу своего мужа.

Являлся ли Калиостро основателем египетского масонства? Современный французский специалист по оккультизму Андре Натаф (André Nataf) пишет: "Он основал несколько масонских лож, в частности, "ложу Мудрости", изобрел ритуал египетского масонства, большим почитателем которого себя объявлял". Русский писатель и историк XIX века Евгений Петрович Карнович на этот счет выразился более пространно: "Что касается египетского масонства, то Калиостро не был собственно его основателем. Оно до него еще было изложено в рукописи какого-то Джоржа Гостона. Калиостро купил случайно эту рукопись у одного лондонского букиниста и воспользовался ею, хотя и говорил, что мысль о таком масонстве была почерпнута им в папирусах египетских пирамид". Мы не беремся ставить точку в этом споре, хотя месье Натаф менее публицистичен, нежели наш соотечественник. Кроме того, Карнович отрицательно относился к масонству, следовательно, был пристрастен к своему герою.

Вскоре под именем маркиза Пелегрини Калиостро объявился в Венеции. Затем его путь лежал в Голштинию, где Калиостро встретился со знаменитым графом Сен-Жерменом, который, помимо всего прочего, был также странствующим тамплиером. Некоторые авторы свидетельствовали, что Калиостро получил от Сен-Жермена посвящение в рыцари тамплиеров. По всей видимости, Сен-Жермен посоветовал Калиостро отправиться в Петербург. По свидетельству барона Глейхена, граф был в российской столице в июне 1762 года и сохранил дружеские отношения с князем Григорием Орловым, называвшим Сен-Жермена саrо padre ("дорогой отец").

Дорога в Северную Пальмиру лежала через Курляндию, и в 1779 году Калиостро оказался в Митаве. Современники отмечали, что расположение курляндцев к Калиостро было так велико, что они даже хотели избрать его своим герцогом, вместо Петра Бирона, которым были недовольны. Случались и досадные проколы. Так, профессор упсальского университета Норберг, долго живший на Востоке, обнаружил полное незнание Калиостро арабского языка. При этом сохранилось множество свидетельств, что Калиостро "говорил почти на всех европейских языках с удивительным, всеувлекающим красноречием".

 

 

ОКалиостроговорили разное.Когда людисталкиваютсяскаким-то явлением, онопорождаетразноречивые отзывы.Двадцатьлеттому назад мы самибылисвидетелямифеномена Кашпировскогои столкнулисьссовершенно полярными точками зрения. В целом о Калиостро отзывались позитивно. Характерный пример этому находится в записках барона Глейхена (Souvenirs de Chaгles Henгi baron de Gleichen, Paгis, 1868): "О Калиостро говорили много дурного, я же хочу сказать о нем хорошее. Правда, что его тон, ухватки, манеры обнаруживали в нем шарлатана, преисполненного заносчивости, претензий и наглости, но надобно принять в соображение, что он был итальянец, врач, великий мастер масонской ложи и профессор тайных наук. Обыкновенно же разговор его был приятный и поучительный, поступки его отличались благотворительностью и благородством, лечение его никому не делало никакого вреда, но, напротив, бывали случаи удивительного исцеления. Платы с больных он не брал никогда".

В Петербурге Калиостро объявился под именем графа Феникса. Фаворит императрицы князь Потемкин оказал ему особое внимание, а Калиостро очаровал могущественного вельможу своими рассказами и пробудил его интерес к тайнам алхимии и магии. В отличие от других заезжих заморских лекарей, среди которых было действительно немало шарлатанов и обманщиков, Калиостро не опустился до подачи газетных объявлений или какой-либо рекламы своих уникальных способностей. Его критики подозревали в этом тайный умысел, мол, хитроумный мнимый граф хотел получить аудиенцию у самой императрицы.

Однако Екатерина II так и не приняла великого целителя и алхимика. По слухам, якобы из-за ревности: Потемкин сблизился с красавицей-женой Калиостро. Кроме того, о чародее поползли по столице дурные слухи. Шашни фаворита, дескать, и послужили высылке графа Феникса с супругой за пределы Российской империи. До Москвы Калиостро так никогда и не добрался. Конечно, такую версию запустили французы, которые во всяком событии ищут след дамской туфельки. Во всяком случае, если Калиостро кого и надул, так это их Марию-Антуанетту (знаменитое дело об ожерелье королевы), а не нашу Екатерину Великую.

Возможно, что Лоренца не по своей прихоти, а по согласованию с мужем, рассказывала небылицы о том, что Калиостро 400 лет и что он изобрел нектар бессмертия. Но отмечено, байки слетали с ее прелестных губок, сам мэтр хранил стоическое молчание.

История с ожерельем закончилась для Калиостро и его жены оправдательным приговором французского правосудия, но скандал дал повод к шумным манифестациям против королевского двора. В 1787 году Калиостро напечатал в Лондоне свое знаменитое послание к французскому народу, в котором ясно предсказывал грядущую революцию и предстоящее разрушение Бастилии.

После того как британский репортер Моранд разоблачил всю прошлую жизнь Калиостро, тот поспешил укрыться в Голландии, а потом и в Швейцарии. Он поехал в Рим и по убеждению Лоренцы,успел учредить в папской столице ложу египетского масонства. Один из его адептов донес на него, за ним стали следить и открыли его переписку с якобинцами. В сентябре 1789 года Калиостро был заключен в крепость святого Ангела. 21марта 1791 года римская инквизиция приговорила Джузеппе Бальзамо к смертной казни, как еретика, ересеначальника, мага-обманщика и франкмасона. Папа римский Пий VI заменил смертную казнь вечным заточением в крепости святого Ангела, где Калиостро и умер спустя два года.

Читайте также:

Великие реформаторы в реальности: Ориген

Основатели религий в реальной жизни: Будда

Основатели религий в реальной жизни: Иисус

Основатели религий в реальной жизни: Мухаммад

Основатели религий в реальной жизни: Мани

Основатели религий в реальности: Заратустра

Основатели учений в реальности: Конфуций

Основатели учений в реальности: Моисей

Основатели учений в реальности: Лютер

Основатели учений в реальности: Лойола

Основатели учений в реальности: Руми

Основатели учений в реальности: Августин

Основатели учений в реальности: загадка Лао Цзы

Основатели учений в реальности: апостол Павел

 

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *