Мейстер Экхарт — пылкий проповедник, великолепный оратор, автор дерзких парадоксов

Великие мистики: Мейстер Экхарт

Мейстер Экхарт — пылкий проповедник, великолепный оратор, автор дерзких парадоксов и смелых, неожиданных формулировок, не оставлявших равнодушными паству, но приводивших в трепет власти. Он сам считал, что его учение согласно с христианским, но сейчас становится ясным сходство с восточными учениями, например с дзен-буддизмом. Схоласт и администратор, опередивший свое время.

Как почти все мистики европейского средневековья, Мейстер Экхарт пришел к русскому читателю довольно поздно. Причин несколько. В том числе отсутствие адекватных переводов. Протопопа Аввакума практически невозможно передать на другом языке, кроме святоотеческого. Но дело не только в отсутствии конгениального современника для перевода поэзии Хуана де ла Круса или проповедей Мейстера Экхарта. В начале 14-го столетия Русь еще находилась под Ордынским игом, и даже при талантливом переводчике вряд ли бы обнаружились читатели.

Экхарт Хохгеймский (Eckhart von Hochheim), более известный как Мейстер Экхарт (Meister Eckhart), родился в Тюрингии в 1260 году. Произошло это либо в деревне Хохгейм, теперь говорят Хоххайм (Hochheim) или в Тамбахе (Tambach). Возможно, он принадлежал к достаточно известному роду Хохгеймов, из которых происходил его отец рыцарь Экхарт, о чьей смерти 19 мая 1305 года сообщается в одном из документов. Рыцарство наложило свой отпечаток на все творчество Мейстера Экхарта и на образность его языка. "Добрый рыцарь не жалуется на свои раны, взирая на короля, который ранен вместе с ним", — говорит он о том, как нужно переносить страдания, разделяя их с Христом.

Вполне возможно, что в 1275 году, когда юноше исполнилось 15-16 лет, он в Эрфурте вступил в Орден доминиканцев. После двух подготовительных лет он три года проходил studium logicale (грамматику, риторику и диалектику), затем два года studium naturale (арифметику, математику, астрономию и музыку). После этого начиналось изучение теологии, которое длилось три года. Первый год был посвящен studium biblicum, два последних — догматике — studium provinciale. В Германии той поры была одна такая школа в Страсбурге. Туда Экхарт и перебрался.

Величайшие умы той эпохи, такие как Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинат, Роджер Бэкон, Дунс Скотт и другие, принадлежали к одному из двух орденов — к доминиканцам или францисканцам. На большей части Германии и, в Тюрингии в частности, большим авторитетом пользовались именно доминиканцы. Если в романских странах доминиканцы прославились прежде всего как борцы с еретиками, на юге Франции они руководили инквизиционными процессами над катарами после окончания Альбигойских войн, в германских землях их рвение было направлено на подвиг сокровенный. По иронии истории творцы нарождающейся мистики и углубленного христианского учения вскоре сами будут признаны еретиками.

После Страсбурга подающий надежды молодой человек был отправлен в одну из лучших высших школ доминиканского ордена, так называемую Studium generale. После парижской такой считалась школа в Кельне, и там Экхарт пробыл три года, попав под сильное влияние идей Альберта Великого (Albertus Magnus), который скончался в 1280 году, хотя его Экхарт вполне мог застать еще живым.

В последнее десятилетие 13-го столетия Экхарт делает церковную карьеру, занимая должности приора Эрфурта и викария доминиканцев Тюрингии. На протяжении всей своей жизни этот замечательный мистик неизменно занимает ответственные должности в церковном управлении. Мистик Экхарт — это не оторванный от жизни кабинетный ученый, сродни тем, кого на современном языке называют "ботаник". Он — практик с ясным взглядом на действительность.

В 1300–1302 годах Экхарт преподавал в Парижском университете — духовном центре тогдашней Западной Европы. Будучи на должности lector biblicum, он написал не дошедшие до нас комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского(PetrusLombardus),которыеслужили основанием для преподавания догматики. Получив звание магистра теологии, Экхарт покидает французскую столицу.

Эквивалентом латинского звания "магистр" — учитель — является его немецкий синоним Meister. С этого момента в анналах истории и появляется Мейстер Экхарт, который сразу после возвращения на родину назначается главой "Саксонской провинции", где его власть в течение восьми лет простирается от Тюрингии до Северного моря (тогда оно называлось Немецким морем) и от Нидерландов на Западе до Лифляндии на Востоке. В подчинении этого администратора 51 мужской и 9 женских монастырей.

В 1306 году Экхарта обвинили в поощрении ереси "свободного духа" (движение бегинок и беггардов), хотя на общем собрании в Страсбурге ему, вероятно, удается оправдаться, потому что уже в этом году его назначают викарием-генералом в Богемию. В 1215 году на IV Латеранском соборе создание общин бегинок и беггардов было запрещено. Известно, что Мейстер Экхарт читал этим искренне ищущим Господа молодым людям проповеди да еще на народном немецком языке, в котором не устоялась четкая терминология, и по этой причине он достаточно вольно трактовал латинские дефиниции.

В 1311 году собор во Вьенне в очередной раз осудил и запретил общества бегинок и беггардов. Архиепископ и курфюрст Кельнский Генрих Второй фон Вирнебург (Heinrich II von Virneburg) начал преследовать Мейстера Экхарта в 1325 году, но, как пишет переводчица духовных проповедей Мастера на русский язык М. В. Сабашникова, "нравственный облик Экхарта был настолько чист, что все старания его врагов собрать какие-нибудь улики против его личной жизни остались напрасными". Крайне враждебно настроенный к доминиканцам епископ Кельна при поддержке францисканцев (в прирейнской Германии они были инквизиторами) воззвал к папе Иоанну XXII и добился, чтобы 14 января 1328 года против Мейстера Экхарта начался формальный процесс.

24 января Экхарт со свидетелями является перед инквизиторами и отказывается отвечать перед кельнским инквизиционным судом. Процитируем исследовательницу М. В. Сабашникову: "Он (Экхарт. — Ред.) считает, что недостойное поведение с подслушиваниями, поклепами и каверзами есть полный произвол, который наносит оскорбление всему Ордену. Он считает ниже своего достоинства отвечать им на их обвинения и приглашает их 4 мая с собой в Авиньон, где он, Экхарт, перед папой и всей церковью докажет чистоту своего учения, которое было ими просто неверно понято". Напомним, что с 1309 по 1378 год резиденция главы католической церкви находилась не в Риме, а во французском Авиньоне, отчего получила в истории название Авиньонское пленение пап.

13 февраля Экхарт обнародовал свою защитительную речь в доминиканской церкви Кельна. В этой написанной на латыни "Апологии", которую он сам же перевел на немецкий язык, Мейстер Экхарт стремился показать, что был неправильно понят. 30 апреля 1328 года пожилой Мейстер Экхарт скончался в Авиньоне, так и не дождавшись решения по своему делу. 27 марта 1329 года была издана папская булла In agro dominico - "На пашне доминиканской", где перечислялись 28 еретических тезисов Майстера Экхарта и говорилось о его отречении от этого учения.

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":

Великие мистики: Хуан де ла Крус

Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй

Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский

Великие мистики в реальности: Сен-Жермен

Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус

Великие мистики в реалиях: Раймунд Луллий

Великие мистики в реалиях: Савва Сторожевский

Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг

Великие мистики в реалиях: Эрик Хануссен

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *