Георгий Иванович Гурджиев — один из главных мистических учителей XX века. Он по праву считается самым известным в мире — после Блаватской — из эзотериков, родившихся в Российской империи. В начале прошлого столетия в России он произвел более сильное впечатление, чем графы Сен-Жермен и Калиостро в блистательный век Екатерины II.
Читайте также: Великие мистики в реалиях: Калиостро
Известно, что будущий легендарный учитель эзотерической школы "четвертого пути" появился на свет в городе Александрополе. В настоящее время этот второй по величине город в Армении называется Гюмри. О том, когда Гурджиев родился, точных данных нет. Обычно называют три даты: 14 января 1866, 14 января 1877 или 28 декабря 1872 года. В использованных им паспортах даты рождения разнятся друг с другом и охватывают период с 1 января 1864 по 28 декабря 1877 год.
Город Александрополь, в котором с 1837 года располагалась русская крепость, получил свое имя в честь супруги Николая I — императрицы Александры Федоровны. Однако поклонники Гурджиева ищут сокровенный смысл и понимают название "Александрополь" как "город защитника людей".
Отец Гурджиева — малоазийский грек Иоаннис Георгиадис (Ιωάννης Γεωργιάδης) был состоятельным владельцем большого поголовья скота. По признаниям самого эзотерика, его "отец воспитывался в семье греков, чьи предки иммигрировали из Византии, покинув свою родину, чтобы спастись от преследований турков, завоевавших Константинополь". 82-летний отец погиб в 1917 году, защищая свой дом в Александрополе от напавших турок.
Мать — армянка. На армянском языке его фамилия произносилась как Гюрджан, по-русски — Гюрджиев, а по-французски — Gurdjieff. Турки называют "гюрджи" либо грузин, либо вообще жителей Кавказа. Фамилию Гюрджиев, или Гюрджян, носят многие греки, переселившиеся из Грузии и других областей по ту сторону Кавказского хребта на территорию Армении. По сей день на юге Грузии существует обширная колония греков в районе озера Халка.
Отец Гурджиева был известным ашугом, большим знатоком и любителем древних сказаний. Поэт, сказитель и бард по прозвищу Адаш — он первым познакомил сына со сказанием о вавилонском герое Гильгамеше. В зрелом возрасте Гурджиев в одном из научных журналов, где были опубликованы результаты археологических раскопок, произведенных на территории бывшего Шумера, прочитал перевод клинописного текста этой поэмы. Гурджиев тогда осознал, что устная традиция, независимая от официальной науки, также в состоянии передавать древнее знание. "Тексты древних легенд и песен, записанные отцом, были, к несчастью, безвозвратно утеряны во время массовых грабежей и погромов", — сообщает Гурджиев.
После того, как в результате эпидемии погибло все стадо (вероятно, это случилось в 1872 -1873 годах), разорившийся отец принялся торговать лесом, но в 1877 году потерпел полное фиаско и на этом поприще. Он зарабатывал на жизнь столяром и в 1878 г. со своими чадами и домочадцами перебрался в Карс, незадолго до этого завоеванный русскими войсками и по Сан-Стефанскому мирному договору отошедший к Российской империи.
Читайте также: Оккультные истоки феминизма
В своей автобиографической книге "Встречи с замечательными людьми" Гурджиев упоминает оказавших на него наибольшее влияние в детские годы: отца, бабушку по отцу, русских учителей, среди которых был православный священник, настоятель собора в Карсе 70-летний Борш. Гурджиев отмечал незаурядность священнослужителя, который увлекался химией, астрономией, археологией, историей разных культур, играл на скрипке, сочинял священные песнопения, многие из которых стали популярны в России. Гурджиев, ставший композитором и хореографом, писал, что присутствовал при сочинении некоторых музыкальных произведений своего, как он говорил, "второго отца".
Журналист и писатель Петр Успенский, впервые познакомившийся с Гурджиевым в 1915 году и примкнувший впоследствии к его ученикам, оставил следующий портрет этого человека: "Он производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого человека, вид которого смущал вас, потому что вы понимаете, что он — не тот, за которого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести себя так, как если бы вы этого не замечали.Онговорилналоманномрусскомссильнымкавказскимакцентом;иэтотакцент,которыймыпривыклисвязыватьсчемугодно,нотольконес философскими идеями, еще более усиливал странность и неожиданность производимого впечатления".
За двадцать лет (с 1890 по 1910 год) Гурджиев объездил Закавказье, Египет и Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, Тибет. "О школах, о том, где он нашел знание, которым, без сомнения, обладал, он говорил мало и всегда как-то вскользь. Он упоминал тибетские монастыри, Читрал, гору Афон, школы суфиев в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане, а также дервишей различных орденов; но обо всем этом говорилось очень неопределенно", — утверждал Успенский в книге "В поисках чудесного". О том, в каких странах и городах побывал в поисках смысла и цели человеческой жизни Гурджиев доподлинно не известно, несмотря на книги Успенского и самого Гурджиева.
В автобиографии Гурджиев рассказывает читателю занимательные истории, а не историю своих странствий по земле. О том, как он торговал под видом канареек воробьями или ухитрился по дешевке скупить у лавочников старые дамские корсеты, чтобы переделав их под требования клиентов, сбыть затем втридорога. И ни словом он не обмолвился о том, был ли он, как предполагали, русским секретным агентом и советником тибетского далай-ламы. Впрочем, в своих мемуарах он написал, что его не всегда нужно понимать буквально.
Первое появление Гурджиева в Москве и Петербурге относят к 1912 году. Предреволюционное русское общество было пронизано мистическими и утопическими изысканиями, апокалиптическими настроениями, множились еретические секты и появлялись разного рода кружки. В обеих столицах нашел своих приверженцев и Гурджиев. Тогдашняя культурная элита, которая не избежала всеобщего увлечения мистикой, практически не заметила появления эзотерика. Его же знакомство с журналистом Успенским трактуется как заранее спланированная им самим акция.
Во время Гражданской войны Гурджиев получил от большевиков разрешение на снаряжение археологической экспедиции, целью которой были поиски затерянного золота. Помимо этого, большевики даже профинансировали это путешествие. Когда экспедиция наталкивалась на разъезды белых, археологи переворачивали "плакаты, на двух сторонах которых были размещены прямо противоположные лозунги, приветствующие обе враждующие стороны". Так гуру и его приверженцам удалось благополучно пересечь области военных действий и достичь Тифлиса.
Читайте также: Где искать оккультные архивы Сталина?
Если подобный эпизод из жизни Гурджиева похож на правду, то факт его встречи со Сталиным не только не подтвержден документально, но, скорее всего, чистый вымысел. Аналогично всем фантасмагориям насчет общения Гурджиева с Алистером Кроули. Пересказывать здесь все варианты "встреч" двух знаменитых мистиков не имеет никакого смысла.
Летом 1922 года он приобретает имение в Фонтенбло-сюр-Аван и основывает там Институт гармонического развития человека. 29 октября 1949 года Георгий Иванович Гурджиев скончался в американской больнице в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine). Похоронен Гурджиев по русскому православному обычаю на кладбище города Аван.
Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":
Великие мистики в реалиях: Пифагор
Великие мистики в реалиях: Новалис
Великие мистики в реалиях: Джон Донн
Великие мистики: Мейстер Экхарт
Великие мистики: Хуан де ла Крус
Мистики в реалиях: Хильдегарда
Великие мистики в реалиях: Эрик Хануссен
Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг
Великие мистики в реалиях: Тереза Авильская
Великие мистики в реалиях: Савва Сторожевский
Великие мистики в реалиях: Раймунд Луллий
Великие мистики в реалиях: доктор Фауст
Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус
Великие мистики в реальности: Сен-Жермен
Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский
Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"