Мистики в реалиях: Иоганн Валентин Андреэ

Самой большой загадкой оккультизма называют немецкого мистика Иоганна Валентина Андреэ. Историки никак не могут найти убедительных свидетельств в пользу одной из версий: был ли этот человек автором основополагающего текста ордена розенкрейцеров, или нет. А также был ли этот орден, как полагают, тайным обществом, или все же умелой мистификацией.

Немецкий теолог, писатель и математик Иоганн Валентин Андреэ (Johann Valentin Andreae или Andreä) родился 17 августа 1586 года. Своим появлением на свет он осчастливил достаточно именитых горожан города Херренберга: отца — местного суперинтенданта и лютеранского пастора Иоганна Андреэ и маму — Марию Мозер, дочь местного фогта Валентина Мозера. Дед будущего мистика Якоб Андреэ был канцлером Тюбингенского университета и одним из редакторов книги formula concordiae - Формулы Согласия, которая должна была примирить лютеран и кальвинистов.

В 1601 году, после смерти супруга, Мария Мозер вместе с детьми перебралась к своим родственникам в Тюбинген. В его скучной на внешние события жизни произошел, пожалуй, лишь один эпизод, который расцветил монотонную учебу в Тюбингенском университете. В 1608 году Иоганн Валентин встретил юриста и теософа, приверженца учения хилиазма или милленаризма Тобиаса Гесса (Tobias Heß, 1568-1614), которого считают одним из организаторов тайных обществ.

В период 1607–1614 годы он путешествовал по Франции, Швейцарии и Италии в качестве гувернера молодых дворян, поэтому обилию его знакомств удивляться не стоит. В 1610 году Андреэ защитил докторскую диссертацию и через несколько лет сделался пастором. Телезрители, которые выросли на телесериале "Семнадцать мгновений весны", не путайтесь — пастор есть только у протестантов.

Вот по этой причине в 1611 году Андреэ познакомился в Женеве с реформатором Жаном Кальвином. Но самым знаменательным стал для него 1614 год, когда он получил место диакона в Вайгингене, в августе женился на Агнес Элизабет Грюнингер (Agnes Elisabeth Grüninger), в браке с которой родилось девять детей, и, наконец, по его собственному признанию на его голову обрушилась клевета.

Андреэ упрекали в том, что он является автором основных текстов ордена розенкрейцеров, в частности, изданного в немецком Касселе анонимного сочинения Fama fraternitatis - "Откровение Братства", а также Confessio fraternitatis — "Исповедание братства". Как и положено, Андреэ отрицал все наветы.

Появление этих двух текстов или, как их именуют историки, розенкрейцерских манифестов вызвало в Европе переполох. Образованные люди искали "незримое братство", чтобы приобщиться к герметической мудрости и творить добро.

Автор фундаментального исследования "История тайных обществ, союзов и орденов" Георг Шустер так характеризовал Иоганна Валентина Андреэ: "Андреэ был человек разносторонне образованный, много видевший на своем веку, проницательный, высоко стоявший над своей мелкобуржуазной средой и свободный от того самодовольства, которым было проникнуто ортодоксальное лютеранство того времени.

Он выступал против догматических распрей своей эпохи, в целом ряде сочинений проповедовал деятельное христианство, основанное на братской любви и взаимопомощи, и создал план основания религиозного братства, которое должно было соединенными усилиями стремиться к осуществлению своего идеала".

Андреэ принадлежитследующеевысказывание: "О религии пустословить может каждый, но вере подчиняются, из тысячи это касается едва ли не каждого".

Едва ли не самым известным его произведением стала выпущенная в 1616 году в Страсбурге книга "Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца" (Chymische Hochzeit Christiani Rosencreutz). Историки долгое время ломали копья в споре, был ли Иоганн Валентин Андреэ латентным розенкрейцером, и принимал ли он участие в литературных мистификациях той эпохи.

В настоящее время большинство специалистов уверены в этом. Кроме уверений самого Андреэ, существует множество косвенных доказательств. В фамильном гербе Андреэ (как, кстати, и у Мартина Лютера) содержится двойной мотив розы и креста. В других его произведениях есть идеи, созвучные движению розенкрейцеров.

"В качестве внешнего отличительного знака членам братства присваивалась эмблема страдания в любви — роза с крестом внутри, — авторитетно утверждает Г. Шустер. Но вследствие 30-летней войны Fraternitas christiana, вызванная к жизни в 1620 году, влачила весьма печальное существование. Андреэ сам впоследствии признался, что фантастическое произведение "Химическая свадьба" принадлежит его юношескому перу.

Относительно других произведений он хоть и уверял, что содержание их является вымыслом, но автором себя не признавал". Далее автор, ссылаясь на работы своих предшественников, утверждает, что "если Андреэ и был автором Fama и Confessio, то целью его была только сатира на многочисленных мечтателей своего времени".

Что же касается непосредственно мистического аспекта этого произведения — на алхимическую символику внимание обратили сразу же — то об этом написал другой великий мистик XX столетия Рудольф Штайнер: "Мистик входит непосредственно в собственное духовное существо человека. Его цель — единение сознательной души с собственным духовным существом, то, что может быть названо 'мистическим браком'".

Спустя год после публикации "Химической Свадьбы", Андреэ называет Братство Розового Креста "не более чем игрой для любопытствующих, обманувшей тех, кто попытался свернуть на извилистую и неторную тропинку вместо того, чтобы следовать истинным и простым путем Христовым". А между тем, в период между 1618–1620 годами Андреэ основал "Христианское общество", цель которого, вероятно, было в распространении истинного (реформированного) христианства, братской любви и подлинных знаний. И снова поведение Иоганна Валентина Андреэ ставит в тупик исследователей. Ни у кого нет готовых ответов.

Мистик или мистификатор Андреэ скончался 27 июня 1654 года в Штуттгарте, немногим более двух месяцев не дожив до своего 68-летия.

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":

Мистики в реалиях: Парацельс

Мистики в реалиях: Гвидо фон Лист

Мистики в реалиях: Гурджиев

Мистики в реалиях: Пифагор

Мистики в реалиях: Джон Донн

Мистики в реалиях: Якоб Бёме

Мистики в реалиях: Хуан де ла Крус

Мистики в реалиях: Хильдегарда

Мистики в реалиях: Отто Ран

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"