Этот командир советской подводной лодки стал настоящей легендой в осажденном фашистами Севастополе. Военная статистика не дает точных данных, скольких бойцов, защитников Севастополя эвакуировала из осажденного города подводная лодка "С-33" под командованием Героя Советского Союза Бориса Андреевича Алексеева. Известно одно: их было очень много…
Родился будущий черноморский герой 16 января 1909 года в селе Вахромеево ныне Икрянинского района Астраханской области. Судьба рано привела его к морской службе: с 14 лет он плавал кочегаром на судах Волго-Каспийского пароходства. В 1931 году он с отличием окончил Бакинский морской техникум. Плавал штурманом, помощником капитана на гражданских судах. Однако судьба неотвратимо влекла его в Военно-морской флот.
Читайте также: Лики войны: Яшка - капитан подполья
В 1932 году Борис Алексеев окончил курсы командиров запаса Учебного отряда Морских Сил Черного Моря. В то время это была основная кузница высококвалифицированных резервов для Красного флота, но в резерве Алексеев оставаться не смог — его привлекала реальная кадровая военно-морская служба.
В 1933 году он оканчивает специальные курсы командного состава флота. В 1936 году — отдел подготовки кадров командного состава учебного отряда подводного плавания имени С. М. Кирова в Ленинграде. По сути, это открыло ему дорогу к командирству на подводном флоте.
Служить его послали на Тихоокеанский флот. Да 1939 года он осваивал дальневосточные моря в различных должностях на подводных лодках, а в 1940 году был назначен на Черноморский флот. В июне 1940 года Алексеев стал командиром подлодки "С-33", которая была тогда принята от промышленности и вошла в состав Черноморского Флота в декабре.
В грозовом воздухе уже пахло войной. Главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов, словно предчувствуя это, основное внимание в обучении командного состава уделял элементам подготовки в реальных боевых действиях.
Командиры изучали военную науку с прицелом на будущие боевые действия. Причем такая наука не была полностью согласована с высшим руководством страны — Кузнецов действовал на свой страх и риск. Возможно, поэтому, встретивший врага во всеоружии, именно наш флот не понес потерь в первые дни войны.
С 12 сентября 1941 по 9 июля 1942 года шла героическая оборона Севастополя. Как гласят исторические документы, лодка командира Алексеева была непосредственным участником этой уникальной обороны.
Крым имел стратегическое значение как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налетов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы бить по целям на Кавказе. Советское командование понимало важность удержания полуострова и сосредоточило на этом усилия, отказавшись даже от обороны Одессы.
Севастопольский оборонительный район к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укрепленных мест в мире. Несколько месяцев героический гарнизон Севастополя блокировал крупные силы немцев на подступах к городу-крепости. Но силы защитников к лету 1942 года подходили к концу.
30 июня пал Малахов курган. К этому времени у защитников Севастополя стали заканчиваться боеприпасы, и командующий обороной вице-адмирал Октябрьский получил разрешение Ставки верховного главнокомандующего на эвакуацию.
План эвакуации предусматривал вывоз только высшего и старшего командного состава армии и флота, партактива города. Именно этой эвакуацией и занималась лодка Бориса Алексеева. Около 700 человек начальствующего состава были вывезены подводными лодками, в первую очередь алексеевской. Еще несколько тысяч защитников города смогли уйти на легких плавсредствах Черноморского флота.
Читайте также: Неизвестный Сталинград:взглядизокопов
1 июля сопротивление защитников города прекратилось, кроме отдельных разрозненных очагов. В период с 1 по 10 июля 1942 года из Севастополя всеми видами транспортных средств было вывезено 1726 человек, в основном командно-политический состав армии и флота. Собственно, значительная часть эвакуированных покинула павший Севастополь именно на лодке Бориса Алексеева. Однако не только на своей лодке он спасал защитников Севастополя.
В мае-июне 1942 года, когда его подлодка находилась в ремонте, Алексеев в качестве обеспечивающего командира на подлодке "С-31" совершил два похода в Севастополь, доставив в осажденный город боеприпасы и продовольствие, эвакуировал оттуда раненых и больных.
В целом в 1941–1944 годах командир "С-33" совершил 18 боевых походов на коммуникации противника. В 1943–1944 годах подлодка "С-33" осуществляла боевую деятельность на коммуникациях противника между Севастополем и западными портами Черного моря, а также у побережья Крыма с целью нарушения перевозок и снабжения южной группы гитлеровских войск. В боевых походах командир Алексеев активно вел поиск вражеских конвоев, смело и решительно атакуя их, несмотря на мощное противодействие противолодочных кораблей.
20 апреля 1943 года подлодкой "С-33" под командованием Алексеева был потоплен румынский транспорт "Сучава", водоизмещением 6876 тонн. 22 сентября и 27 декабря 1943 года "С-33" потопила торпедами два транспорта противника водоизмещением 6 и 4 тысячи тонн.
12 мая 1944 года к юго-западу от мыса Сарыч Борис Алексеев обнаружил вражескую быстроходную десантную баржу, находившуюся без хода, осмотрел ее и потопил артиллерийским огнем, предварительно сняв с нее кормовой флаг военно-морского флота гитлеровской Германии. Этот флаг позже, во время парада Победы в июле 1945-го, был сожжен вместе, а другими фашистскими регалиями у стен Кремля. Всего "С-33" под командованием Алексеева совершила 18 боевых походов, потопив и повредив восемь кораблей противника.
22 июля 1944 года капитану 2-го ранга Алексееву Борису Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (за номером 3812). Подводная лодка "С-33" была преобразована в гвардейскую.
С июня 1944 года по февраль 1946 года Алексеев — командир 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Черноморского Флота. После войны он был начальником отделения подводного плавания отдела боевой подготовки штаба Черноморского флота, с отличием окончил Военно-морскую академию имени Ворошилова. До августа 1955 года капитан I ранга Борис Алексеев, работал в должности старшего преподавателя, затем заместителя начальника кафедры подводных лодок этой же академии, стал кандидатом военных наук, доцентом.
Читайте также: Две судьбы первого полярного аса
А затем судьба "перевела" опытного подводника на другие фронты, международные. В сентябре 1955 года он был назначен военным специалистом и старшим группы специалистов в Военно-морской академии Народно-освободительной армии Китая.
С июня 1965 года до июня 1967 года Борис Алексеев — консультант начальника Высшего военно-морского училища в Объединенной Арабской республике (ныне республика Египет). Вернувшись из Египта, до декабря 1967 года он был в распоряжении Главкома ВМФ СССР, потом ушел в запас, все-таки возраст и военные раны давали о себе знать.
Жил черноморский герой Борис Алексеев в городе-герое Ленинграде. Он ушел из жизни 25 января 1972 года, похоронен на Серафимовском кладбище. В его родной Астрахани, на улице, носящей его имя Героя Советского Союза Бориса Андреевича Алексеева, установлена мемориальная доска…
Читайте все публикации в серии "Лики войны"
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"