На недавней конференции Института археологии РАН были представлены результаты археологических раскопок, которые проводились на территории Московского Кремля под руководством директора института, члена-корреспондента РАН Н.Макарова и заведующей археологическим отделом Музеев Московского Кремля, доктора исторических наук Т.Пановой. Одной из сенсаций стала берестяная грамота – третья из найденных в столице.
Документ, относящийся скорее всего к концу XIV в., отличается чрезвычайно большим для берестяных документов объемом текста — около 300 слов. Таким образом, он примерно в 15 раз длиннее «средней» новгородской грамоты. К тому же, этот документ написан чернилами, что также встречается довольно редко. Еще в отличие от новгородских грамот, на которых писали вдоль волокон бересты, все три московские написаны поперек волокон.
Речь в документе шла о некоем Турабее, точнее, его имущества – скоте, утвари, людях, их денежных средствах. По предположению ученых, грамота может представлять собой акт об исполнении завещания Турабея, составленный уже после его смерти.
К тому же, в результате раскопок было обнаружено около 150 деревянных сооружений, в том числе – частоколы, две деревянные мостовые, 36 построек домового характера. Все они относятся к XIV - XVII векам.
Уже более века археологи пытаются воссоздать древние постройки и определить их разновидности. Порой исследователи затрудняются предположить, были ли раскопанные строения хозяйственными или жилыми постройками. В жилых домах обязательно были печи — это их единственное отличие от хозяйственных строений, которые не отапливались.
Многочисленные деревянные постройки разрушались, и их остатки сбрасывались в погреба. Углы сооружений обычно соединялись врубкой «в обло», т.е.
В четырех строениях археологи обнаружили перекрытия. Интересно, что для построек использовался в основном дуб, меньше хвойные породы деревьев. Береста применялась как изоляция от влаги. На деревянных деталях обнаружились зарубки: предполагается, что сооружения составлялись из специально заготовленных, помеченных материалов.
Помимо берестяных грамот и жилых построек, ученые обнаружили на территории Тайницкого сада Московского Кремля обширную коллекцию средневековой обуви и других изделий из кожи. Повышенная влажность грунта низменной части Боровицкого холма способствовала хорошей сохранности кожи. Были найдены не только готовые изделия, но и отходы сапожного производства, а также различные другие кожаные изделия - рукавицы, ремни, ножны и чехлы.
Вполне вероятно, что на территории Тайницкого сада некогда находилась сапожная мастерская. На это, помимо изделий, указывает разнообразный сапожный инвентарь, который тоже обнаружили ученые. В числе таких предметов – ножницы, сапожны ножи, шилья, наперстки, а также деревянная обувная колодка – каюга, служившая для обивки уже готовых изделий. Кроме того, ученые также обнаружили кожаные сумки. В одной из них находилась резная каменная иконка, янтарный крест, бусина, а также железный нож, навесной замок и ключ.
В этом же месте найдены также чехлы для ножей и топоров и футляры, которые носили на поясе, а также – кожаный клобук-наглазник для ловчей птицы. Археологи считают, что новая коллекция существенно дополнит представления о занятиях населения кремлевского Подола.