Министерство культуры России и Международный центр Рерихов судятся за картины Николая и Святослава Рерихов

Битва музеев: Рерихи проигрывают

Культурное наследие семьи Рерихов оказалось между двух огней. Уже четверть века идет тяжба между минкультом России и Международным центром Рерихов. Яблоко раздора — коллекция картин Николая и Святослава Рерихов. В этом конфликте специально для Pravda. Ru разбирался журналист Владимир Губарев. Журналист был лично знаком со Святославом Рерихом.

На пресс-конференции журналистов не было — я оставался в одиночестве. К счастью, работала телекамера, а потому эмоциональные выступления работников Международного центра Рерихов не канут в Лету, а останутся на пленке. При желании их можно найти в интернете, но у кого будет такое желание — ведь история "противостояния Музеев" (именно так я оцениваю происходящее) длится уже более четверти века?!

Да, мы уже привыкли к тому, что всевозможные олигархи, разные денежные пирамиды, банки, бандитские группировки и прочие "организации", возникшие в "эпоху построения развитого капитализма в России", выясняют между собой отношения, подчас даже с помощью оружия, но чтобы подобными вещами занимались музеи?! Нет, не укладывается все это в нормальной голове, которая считает, что просветительство (а это главное предназначение подлинных музеев) нуждается в подобном.

Однако, к сожалению, на мой вопрос о том, что неужели работники музеев не могут между собой договориться, последовал весьма жесткий отпор с обвинениями в адрес своих противников, которые, казалось бы, давно уже должны быть друзьями — ведь речь идет о наследстве Рерихов, наследстве, которое, к счастью, подарено нашему народу.

Впервые со Святославом Рерихом мы встретились в Бангалоре почти полвека назад. Тогда он подарил мне свою книгу с трогательной надписью: "В память нашей встрече в Бангалоре и надежды на новые встречи в Москве". Так и случилось. Мы несколько раз виделись и в Индии, куда я приезжал во время подготовки к запуску первых искусственных спутников и полета первого космонавта Индии, и в Москве, где наконец-то удалось организовать выставку его картин в Третьяковской галерее.

Кстати, тот самый самолет, что доставил в Бангалор уникальные космические аппараты — луноход, спутники Земли и межпланетные станции, привез в Москву картины Святослава Рериха. Если бы нам было известно тогда, сколь печальная (даже трагическая судьба!) ожидает их…

Мы подолгу беседовали со Святославом Николаевичем. Тому способствовали доверительные отношения, так как я интересовался философскими взглядами его отца, и даже успел познакомиться с Юрием — еще одним удивительным представителем семьи Рерихов, к сожалению, слишком рано ушедшим из жизни… Два фрагмента наших бесед со Святославом Рерихом я хочу привести, так как, на мой взгляд, они имеют прямое отношение к нынешним событиям.

Я спросил его:

— С какими чувствами вы едете в СССР?

— Я благодарен общественности Советского Союза за интерес к 100-летию Николая Константиновича, — сказал Святослав Николаевич. — Он всегда являлся и является собой личностью в истории. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую благодарность всем, кто почтил память Николая Константиновича — этого великого художника, деятеля и патриота. С начала моей сознательной жизни и до самого его конца мы прожили богатейшую, глубокую и я, сказал бы, счастливую жизнь… Отец сформировал мой характер и дал те устои, которыми я и сейчас живу.

Некоторые считают, что семью Рерихов объединяют те удивительные полотна, которые создавали Николай и Святослав Рерихи — необычные, внеземные, фантастические. На самом деле, как мне кажется, картины Рерихов отражают ту вселенную, что скрыта в человеке и человечестве, ту философию "космизма", которой они были преданы и которую развивали. Кстати, оба — отец и сын — считали, что понять всю глубину "космизма" способны только два народа — индийский и русский.

В усадьбе под Бангалором, прогуливаясь по аллее и вглядываясь в даль, откуда иногда в усадьбу приходили дикие слоны, мы беседовали со Святославом Рерихом о будущем…

— В вашем творчестве, как и отца, ощущается взаимное проникновение Индии и России. У нас действительно много общего? - спросил я.

- Да, это так, — сказал Рерих. — Николай Константинович говорил, что великая будущность за русским народом, что он сможет продвинуться далеко вперед мыслями, своей жизнью, своими отношениями к другим странам, к новым веяньям жизни. Сила и свежесть есть у русского народа, и она не может не оказывать слияния на всех.

Эта сила вырабатывалась в жестоких испытаниях, в тяжелых войнах за свободу, за новую жизнь. Когда жизнь становится легкой, приятной, тогда человек теряет основные контакты со своей землей. А она, как и Антею, дает силы. Русский и индийские народы всегда были близки к своей земле, к своему прошлому, и я верю, что им предстоит идти путями великих достижений, открытий, мыслей.

Думаю, теперь становится понятным, почему Святослав Рерих хотел, чтобы именно в России появился Центр, где аккумулировались бы труды, рукописи и картины семьи Рерихов, Центр, где велась бы научная и просветительская работа, связанная с их великим наследием. Причем Святослав Николаевич считал (и справедливо!), что такой Центр должен быть общественным и лишь в малой степени зависеть от чиновников.

Осуществить свою мечту ему удалось! Сначала руководитель Советского Союза М. С. Горбачев поддержал Рериха, а затем и первый президент России дал "добро", что неудивительно — для России наследство Рерихов поистине бесценно!

"Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!" — знаменитый афоризм известного нашего премьера во времена его правления "работал" безукоризненно. Наследство Рерихов оказалось разделенным: одна часть — во власти чиновников от культуры (коллекция картин), а другая — у Международного центра, которым руководит знаменитая специалист по Индии Людмила Шапошникова, та самая, которая Святослав Рерих полностью доверял, о чем я знаю не понаслышке — он мне об этом говорил.

Тяжба между чиновниками от культуры и Центром идет уже четверть века! Пожалуй, трудно припомнить нечто подобное в нашей жизни музеев. На мой взгляд, вся эта история — отражение "лихих 90-х", когда в стране разворовывалось все, в том числе и культурные ценности. Не исключено, что это коснулось и наследства Рерихов. Впрочем, обвинять я не в праве, но вправе сказать, что пора бы прекратить ту "битву музеев", что идет вокруг наследства Рерихов.

Не буду скрывать, что нахожусь на стороне Центра, так как убежден — именно о нем мечтал Святослав Рерих. Я попросил руководство Центра высказать то, что необходимо Центру для дальнейшей его очень полезной работы. Понятно, что речь зашла о том, чтобы все картины Рерихов оказались в распоряжении Центра. Это завещал сам Святослав Рерих, но даже эта его воля оспаривается — и коллекция картин выставки, которая путешествовала по стране и за рубежом, по-прежнему находится в Музее Востока, то есть в "закромах" министерства культуры, куда она была передана на временное хранение.

Не исключено, что часть картин могла исчезнуть — но это уже забота следователей… Никак не "размежуются" (в реальном смысле этого слова) Пушкинский Музей и Центр Рерихов — речь идет о границах "усадьбы Лопахиных". К сожалению, тоже обычная история, когда федеральная власть и московская не могут выяснить, что именно в центре столицы принадлежит каждой из них…

И, наконец, главное: финансирование. Международный центр Рерихов содержится на "общественные" деньги. До недавнего времени главным спонсором был один известный банк, который уже исчез с отечественного рынка. Центр не входит в число музеев, которые содержит министерство культуры.

Где же теперь искать спонсоров? К сожалению, и в этом случае чиновники остаются в стороне: они предпочитают рекомендовать госкомпаниям оплачивать высокие гонорары футболистам, сомнительным личностям, выпускающим разные журнальчики и телепрограммы, издателям сомнительной литературы и так далее, но не поддерживать тех, кто бережно несет знания и культуру молодежи и будущим поколениям.

Все средства массовой информации горячо обсуждали, почему не выдали зарубежному тренеру миллионную зарплату, но никто не пришел на пресс-конференцию, на которой речь шла о судьбе Центра Рерихов.

Неужели мы так изменились!?

Читайте также:

"Индия семимильными шагами идет в космос"

Николай Рерих: через тернии к звездам

Мистики: Рамакришна, узревший всех богов

Мистики в реалиях: Николай и Елена Рерихи

"Твердыня Тибета" приютила Рериха

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист
Обсудить