Реформатора индуизма Рамакришну помнят не только в Индии, но и в Европе и США

Мистики: Рамакришна, узревший всех богов

"Светлым гигантом Индии" называли Рамакришну супруги Рерихи. Так уж получилось, что крупнейшим реформатором индуизма и проповедником стал полуграмотный сын незнатных родителей, не имевший ничего, кроме любви к богу и к людям. Помнят его не только в его стране: Рамакришна — первый индийский мистик новейшего времени, которого узнала Европа и Америка.

Шри Рамакришна — редкий для индуизма случай, когда биография его выдающегося представителя становится достоянием общества. В Индии традиционно большее внимание уделяется учению святых, а не связанными с ними именами, датами и фактами. Подлинное и наиболее интересное описание жизни Шри Рамакришны оставил его ученик Свами Сарадананда, который, отсеивая факты от легенд и мифов, написал биографию под названием "Шри Рамакришна Лилапрасанга". Другое известное биографическое сочинение, "Жизнь Рамакришны", принадлежит перу Ромена Роллана — кстати, на русском языке оно вышло в собрании сочинений Роллана еще в 1936 году.

Читайте также: Мистики в реалиях: Николай и Елена Рерихи

Слово "Шри", обращенное к божественной или духовной личности, есть индусский титул высокого почтения и может переводиться как "господин" или "учитель". А вот как трактует Ромен Роллан слово "Парамахамса": "Парамахамса — большая птица, высоко парящая (буквально — индийский гусь. Но этот вид в Индии не соответствует европейскому гусю). Слово это, означающее "мудрый и святой", обычно сопутствует имени Шри Рамакришна". Но называть его так начали гораздо позже.

Рамакришна Чаттопадхья (Чаттерджи), которого в юности называли Гададхар, родился 18 февраля 1836 года в деревне Камарпукур (в настоящее время район Хугли, Западная Бенгалия). Он был четвертым из пятерых детей в семье.

Родители Рамакришны, Кхудирам и Чандра, происходили из небогатой, но относящейся к высшей, брахманской, касте семьи, и были благочестивыми людьми, посвятившими свою жизнь служению добродетельному герою Раме, поклоняясь ему как воплощению Бога в человеческом образе.

Однажды Кхудирам отказался дать ложные показания по приказу деревенского старосты, затеявшего тяжбу с соседом-бедняком, и тем самым обрек свою семью на разорение. Отец Рамакришны умер, когда мальчику было семь лет. Семья, оставшаяся без средств к существованию, переживала тяжелые времена.

Свое первое видение Рамакришна пережил в июне или июле 1842 года. В ночь праздника Шивы Рамакришна, будучи восьмилетним ребенком, в религиозном представлении играл роль Шивы и неожиданно почувствовал себя растворившимся в своем герое. С тех пор видения стали являться все чаще.

Время шло, и Рамакришне пора было думать о заработке. В 1855 году его старший брат согласился стать жрецом храма великой богини, божественной Матери Кали в Дакшинешваре близ Калькутты. Основательница храма Рани Расмани принадлежала к касте шудр — самой низкой из четырех индийских варн. Для брахмана — уроженца высшей касты, к которой относилась и семья Рамакришны, должность жреца в храме Кали была своего рода дисквалификацией, как по причине низкого происхождения его основательницы, так и вообще незавидного положения храмового жреца в Индии, который был обязан собирать презренные деньги за возвышенные религиозные церемонии.

В то время Рамакришна еще щепетильно относился к кастовой системе. Однако вскоре его отвращение к шудрам ослабело, и когда в следующем году его старший брат скончался, 20-летний Рамакришна заменил его на посту храмового жреца.

Мысли о божественном занимали все мысли Рамакришны: его часто ругали за рассеянность. Он был в отчаянии оттого, что Мать Кали все никак не явится к нему, но однажды, когда он оказался на грани самоубийства от горя, случилось чудо: статуя Кали ожила и заговорила с ним. Так Рамакришна обрел единство со своим любимым божеством.

С этого момента началась его учеба. Словно по волшебству, в храм Кали приходились люди, которые становились его духовными учителями: странница Бхайрави, открывшая ему древние секреты тантры, аскет-наг, познакомивший его с учением адвайта веданты. Оно сводится к тому, что бог, Брахман, на самом деле — один-единственный для всего человечества, но в силу того, что все народы разные, да и времена меняются, он является им в разных обличьях, чтобы люди были способны воспринять его слово. Бог наполняет собой все сущее, и человеческая душа, Атман, есть его частица.

Постепенно Рамакришна в своих откровениях дошел до того, что и его любимая Кали, и прочие боги индуистского пантеона, да и не только индуистского — различные воплощения Брахмана. Он заинтересовался другими религиями. Молясь и медитируя, в своих видениях он видел Будду, Христа, Мохаммеда, но за всеми ними в конце концов ему являлась одна и та же сила.

Постепенно к Рамакришне начали стекаться ученики — и простые люди, и не очень. Одним из них стал знаменитый актер, режиссер и драматург из Калькутты, основоположник бенгальской драмы Гириш Чандра Гхош. Поначалу он относился к Рамакришне с некоторым пренебрежением, мог явиться пьяным, но постепенно проникся к нему уважением воспринял его идеи — да и пить бросил.

Другим учеником стал Нарендранат Датт, позже открывший индуизм Европе и Америке под именем Свами Вивекананды. Юный Нарендра — сын состоятельных родителей-аристократов, прекрасно образованный красавец — тоже поначалу не мог серьезно относиться к поучениям полуграмотного Рамакришны, то и дело терявшего связь с миром в приступах самадхи — состояния единства с Абсолютом. Но Рамакришна видел в нем своего лучшего ученика, которому предстоит вынести идеи веданты и духовный опыт Индии за ее границы — и постепенно Нарендранат стал его самым преданным последователем.

В ближайшее окружение Рамакришны входила и его жена Сарада. Действительно, аскет Рамакришна был женат, но его брак не был похож на привычные. Однажды его мать, озабоченная слишком сильным увлечением сына возвышенными материями, заговорила с ним о женитьбе. Вопреки ее опасениям, Рамакришна не стал отнекиваться от брака и даже сам указал ей деревню, где она может найти ему невесту. Свадьба — разумеется, чисто формальная — состоялась, когда Рамакришне было 24, а его невесте — семь.

Когда же Сарада достигла возраста, когда их брак мог стать реальным, ее муж честно предложил ей сделать выбор. Он сказал, что если она пожелает, их союз станет настоящим. Но признался, что божественное привлекает его куда сильнее земного, и пообещал, что если их отношения останутся платоническими, он возьмет ее в ученицы и будет уважать и почитать не только как супругу, но как саму Мать Кали — и мать его учеников. Сарада предпочла второе.

Вообще, вокруг Рамакришны собрались самые разные люди, но в ближайший круг учеников он брал только тех, кто не не имел обязательств перед миром — то есть людей, которым не надо было кормить и содержать жену, детей или престарелых родителей. "В сущности, совсем не важно, живете ли вы в миру или в семье, лишь бы не терять общения с богом…", — цитирует его слова Ромен Роллан.

В конце жизни Рамакришна вместе со своими 12 ближайшими учениками удалился в пригород Калькутты Коссипур — он страдал от рака гортани. Рамакришна некогда сравнивал человека с кокосом: пока тот не зрел, его тело-кожуру и душу-мякоть разделить невозможно, но чем дальше, тем проще это сделать. 16 августа 1886 года кокос Рамакришны раскололся: смерть освободила его душу.

Читайте также: Мистики в реалиях: адепты тибетского буддизма

Ученики Рамакришны продолжили его дело. Очень скоро Вивекананда отправился в Америку и Европу, и имя Рамакришны стало известно за пределами Индии. А в 1897 году они основали близ Калькутты просветительский центр "Миссия Рамакришны" и религиозный центр "Белур Матх", где люди, желающие посвятить свою жизнь служению человечеству, могли бы подготовиться к этому. Они действуют до сих пор.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Елизавета Лаврентьева
Елизавета Лаврентьева — журналист, бывший выпускающий редактор Правды.Ру *