7 апреля – День памяти погибших подводников

Вспомнить погибших, благословляя живых

7 апреля - День памяти погибших подводников. В этот день ровно четверть века назад погибла новейшая атомная подлодка СССР, носившая имя "Комсомолец". По традиции, в этот день в 17 часов 08 минут, признанных официальным временем ее гибели, все корабли флота приспускают Андреевский флаг, а моряки чтят память погибших подводников минутой молчания.

День памяти погибших подводников — событие скорбное… Но именно поэтому нельзя не рассказать о современном состоянии подводного флота РФ. Все без исключения подводники, с которыми довелось общаться при подготовке этого материала, в один голос признают: наш подводный флот уже возродился, он уже один из самых сильных в мире, один из самых безаварийных и перспективных.

Военно-морской флот России получит до конца 2020 года 24 подводные лодки. Кроме того, в России, в отличие от большинства стран, имеющих подводный флот, отлично налажен процесс межпоходового и капитального ремонта подлодок, в первую очередь стратегических.

Сегодня основу морских стратегических ядерных сил России составляют атомные подводные лодки третьего поколения проектов 667 БДРМ "Дельфин" и 667 БДР "Кальмар" (по классификации НАТО Delta-IV и Delta-III). Все шесть "Дельфинов" несут службу на Северном флоте, а все четыре "Кальмара" — на Тихоокеанском.

Читайте также: "Подводный флот РФ возрождается"

Лодки этих проектов, конечно, не новые и построены еще при СССР — но запас прочности у них есть. Тем более, что все "Дельфины" и "Кальмары" регулярно модернизируются и ремонтируются, срок их службы после этого продлевается еще как минимум на 10 лет. В Советском Союзе умели делать корабли, а советская школа военного кораблестроения была признана лучшей в мире.

Из 24 подлодок четвертого поколения, которые по заявлению министра обороны России Сергея Шойгу должны вступить в боевой состав флота до 2020 года, восемь — стратегические проекта 955 ("Борей", три единицы) и модернизированного 955А ("Борей-А", пять единиц). Кроме того, ВМФ получит восемь многоцелевых АПЛ проект 885 "Ясень". Головная лодка проекта "Северодвинск" будет принята на вооружение в 2014 году, первая серийная лодка "Казань" этого проекта — в 2015 году.

Еще восемь вступивших до 2020 года в строй флота подлодок будут относиться к классу дизельных. Это будут субмарины не новых, но хорошо зарекомендовавших себя проектов 677 "Лада" и 636 "Варшавянка". В общем, подводный флот великой России живет и развивается. Но именно поэтому нам надо помнить, что именно профессия подводника — одна из самых опасных в мире. И без сомнения одна из самых уважаемых.

Читайте также: Первый подводный бой: уничтожить и погибнуть

Увы, печальный счет наших погибших подводников был открыт практически 100 лет назад, 29 (16 по старому стилю) июня 1904 года. В этот день во время учебного погружения затонула одна из первых боевых подводных лодок русского императорского флота "Дельфин". Погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира лейтенант Анатолий Черкасов. 12 человек команды все-таки смогли спастись.

Во время Первой мировой и Гражданской войн (1914-1920 годы) в России погибло 29 подводных лодок; во Вторую мировую войну (1939-1945) — 101. Остальные погибли уже в послевоенное время. Но День памяти погибших подводников отмечается именно по дате гибели "Комсомольца".

Считается, что в мирное время на отечественном подводном флоте наиболее частыми причинами аварий с гибелью личного состава становились пожар или взрыв на борту, а также различные технические неисправности, столкновения или поступление воды в прочный корпус. Так, судя по всему, было и с "Комсомольцем". Впрочем, эта тайна окончательно вряд ли когда будет раскрыта…

АПЛ "К-278" была построена в Северодвинске на Севмаше и спущена на воду в августе 1983 года. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, который позволял достигать глубины погружения до 1020 метров, подводное водоизмещение 5700 тонн, скорость хода более 30 узлов. На борту лодки находилось шесть торпедных аппаратов. В 1984 году подводная лодка вошла в состав Северного флота.

На этой лодке автору строк приходилось бывать не раз. В море на ней не ходил, но, будучи стажером на должность командира дивизиона живучести на лодке другого проекта, доводилось изучать и проект 685 "Плавник", которому относился "Комсомолец". И если бы своими собственными руками не держался за поручни трапа этой уникальной атомарины, если бы не ползал по отсекам, изучая матчасть (так у военных называется все подведомственное железо), то как-то по-другому и написал бы о Дне памяти погибших подводников…

Pravda.Ru в разное время писала практически обо всех крупных авариях в подводных флотах — и в советском, и в российском, и в зарубежных. Мы писали и о "Комсомольце", и о "Курске", и о десятках других подлодок. И если наберете в поисковой строке нашего сайта словосочетание "авария подводной лодки", то получите своеобразную энциклопедию подробных материалов о тайнах океанов. Но кое-что просто необходимо добавить и в этот день. Память о погибших подводниках должна быть полной, какой бы она ни была.

Читайте также: Россия создает "стелс" для подводных лодок

В феврале 1989 года приказом Главнокомандующего ВМФ СССР АПЛ "К‑278" было присвоено наименование "Комсомолец". СССР был тогда уже на последнем издыхании, а тут — такое имя. По злой иронии судьбы это имя стало как бы черной меткой для подлодки, она носила его лишь пару месяцев… Чертовщина какая-то.

7 апреля 1989 года в нейтральных водах Норвежского моря, когда АПЛ, всего несколько недель носившая имя "Комсомолец", возвращалась с боевой службы на базу в подводном положении, в одном из отсеков возник пожар, он полностью выгорел, что привело к разгерметизации систем сжатого воздуха. После всплытия подводной лодки экипаж вел борьбу за живучесть судна в течение шести часов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков "Комсомолец" затонул на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий.

При катастрофе погибли 42 человека. Многие из моряков не смогли дождаться помощи из-за сильного переохлаждения в ледяной воде. 33 погибших подводника покоятся на дне Норвежского моря в месте гибели "Комсомольца" и только девять из них похоронены на берегу. 27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота СССР. За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 — посмертно) были награждены орденом Красного Знамени.

Об этой страшной аварии с северодвинской подлодкой, случившейся в канун распада могучей советской империи, написано много, в том числе и в Pravda. Ru. Упомяну только о том, о чем говорится на удивление редко.

В конструкторском бюро "Рубин" был разработан проект операции по подъему корабля, но воплотить его так и не удалось. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на полуторакилометровой глубине. Водолазы с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные участки погибшего корабля. Но расследование морской катастрофы так по сути и осталось незавершенным.

Хотя ожидалось, что точку над "i" после гибели "Комсомольца" поставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: "… Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования". О гибели этой подлодки написаны книги, многочисленные статьи, но четко, однозначно и доказательно никто из авторов так и не говорит, из-за чего же конкретно на исходе СССР погиб суперкорабль…

Тогда, в 1989-м, никто и представить себе не мог, что самый титулованный из мировых подводных кораблей, зафиксированный во всех книгах о мировых рекордах, погибнет… Суперчудо могучей советской "оборонки", атомная подводная лодка новейшего третьего поколения, единственная (первая и последняя) подлодка проекта 685 "Плавник", до сих пор, уже четверть века, лежит на дне Норвежского моря.

Читайте также: Погибшую подлодку считали сдавшейся НАТО

Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики. Погибшим воздали почести, экипаж "Комсомольца" наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился должности. И, увы, началась информационная война между военными и промышленностью!

Не будем приводить все подробности этой настоящей перепалки в советской и зарубежной прессе, чтобы не оскорблять священную память павших. Но это было — в годы гибели великой империи моряки и корабелы вдруг резко заспорили, кто из них больше виноват в катастрофе. Собственно, споры не прекращены до сих пор! Поэтому давайте помолчим минуту — лучшего для почтения памяти погибших еще никто не придумал…

В районе гибели АПЛ "Комсомолец" в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами "Мир" в 1989–1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, чтобы обеспечить радиационную безопасность.

Интересно, что во время подводной экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции на "Комсомольце" отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или телеуправляемых роботов. Можно догадаться, что "Комсомольцем" занимались западные специалисты из НАТО…

Всяко бывает, жизнь есть жизнь. Но стоит признать: не только советские и российские моряки с честью умеют выполнять свой долг. Как бы ни было, но противника надо уважать. Автору этих строк немало лет довелось служить на атомных подлодках Северного флота. И на всю жизнь запомнились слова легендарного советского подводника капитана I ранга Николая Алексеевича Тушина, с которым не раз приходилось бывать в море.

Читайте также: Как "шведский комсомолец" НАТО напугал

Как-то во время испытаний одной из подлодок северодвинской постройки в середине 80-х на полигоне Баренцева моря за нами увязалась субмарина НАТО. Ситуация привычна всем подводникам со времен начала подводной холодной войны, которая, к слову сказать, до сих пор так и идет. Лодки, в первую очередь для отработки учебных задач, подолгу преследуют друг друга, играя взаимно на нервах.

Итак, на второй неделе бешеных подводных гонок, когда наш экипаж уже, грубо говоря, офонарел от постоянных учебных тревог, от частой смены глубины, курса и скорости (полагалось оторваться от слежения), кто-то из офицеров в центральном посту в сердцах выругался семиэтажным матом: вот, мол, империалисты проклятые, так их растак…

Это услышал Николай Алексеевич Тушин, старший на борту, заместитель командира северодвинской бригады строящихся кораблей. И при всех, не стесняясь (хотя вроде бы так не полагается), жестко распек выругавшегося в адрес натовцев офицера: "Они не виноваты, что родились в США, а не в СССР!". Эта фраза советского аса подводного флота запомнилась навсегда. И уж не затаите обиды, друзья-коллеги. Профессия подводника опасна не только для российских моряков…

В заключение — памятные строки из известной подводницкой песни "Девятый отсек". Может, она и не вписывается в формат некой "официальщины", но ее в экипажах наших подлодок поют до сих пор.

Встаньте все, кто сейчас водку пьет и поет,

Замолчите — и выпейте стоя…

Наш подводный, ракетный, наш атомный флот

Отдает честь погибшим героям!

Ну и подводницкий тост, который никто не отменял в этот день: "За то, чтоб число погружений равнялось количеству всплытий!". Этого же нужно пожелать и всем нынешним российским подводникам, и их замечательным кораблям. И — семь футов под килем!

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе