17 февраля 2014 года - 150 лет со дня первой атаки подводной лодки

Первый подводный бой: уничтожить и погибнуть

150 лет назад состоялась первая в истории успешная атака подводной лодки на боевой корабль. Во время Гражданской войны в США, 17 февраля 1864 года, субмарина конфедератов "Ханли", приводимая в движение вручную и вооруженная шестовой миной, пустила на дно Чарльстонской бухты паровой артиллерийский корвет северян "Хаусатоник". Сообщив успешной атаке, "Ханли" домой так и не вернулась. Таким образом, она стала и первой подводной лодкой, погибшей в сражении.

О причинах ее гибели спорят до сих пор, а организованная в 2000 году операция по подъему "Ханли" только добавила масла в огонь этих споров. Как гласят исторические первоисточники, H. L. Hunley, подводная лодка Конфедеративных Штатов Америки, была построена в 1863 году во время гражданской войны на средства частных предпринимателей и изобретателей Хораса Л. Ханли (его имя она и носила), Джеймса Мак Клинтока и Бакстера Уотсона.

Читайте также: Подлодки США: топят, тонут и садятся на мель

Первоначально они экспериментировали с электромагнитным и паровым двигателями, но в итоге остановились на самой простой механической установке с мускульным приводом. Да на что-то более серьезное у них уже не было и денег — южане тогда испытывали серьезные затруднения со средствами. "Ханли" была построена в городе Мобил, штат Алабама, в 1863 году. Лодку по железной дороге перевезли в Чарльстон, где она и вошла в строй. Эта лодка стала четвертой субмариной в военном флоте конфедератов.

"Ханли" была передовейшей технологией 1860-х, такой же продвинутой для того времени, как космический корабль сегодня. Стоит вспомнить, что это было еще за семь лет до того как Жюль Верн опубликовал свой знаменитый роман "Двадцать тысяч лье под водой". Американские кораблестроители настолько опередили само время! Хотя, естественно, их лодки были крайне несовершенными и опасными не столько для неприятеля, сколько для их экипажей. Но они все-таки худо-бедно могли передвигаться под водой!

В течение 1863 года лодка "Ханли" два раза тонула в ходе испытаний, погиб 21 человек. Лодку оба раза подняли, она получила прозвище "плавающего гроба". Никто больше не хотел выходить на этом "гробу" в море. Проблему решили большие деньги. Местные предприниматели учредили солидный призовой фонд — 100 тысяч долларов. И экипаж все-таки набрали… И это при том, что всем добровольцам было ясно изначально: вероятность того, что лодка погибнет, была крайне велика.

Вскоре после заката вечером 17 февраля 1864 года в доке недалеко от острова Салливанс восемь нанятых моряков забрались в лодку и отправились на задание. К носу лодки была пристроена шестиметровая стальная пика с закрепленным на ней пороховым зарядом. Возглавлял атаку лейтенант Джордж Диксон, за ним на деревянной скамье сидели семеро матросов, чьи мышцы приводили в движение ручной гребной винт подлодки.

Помещение для экипажа было всего лишь четыре фута в высоту и три с половиной фута в ширину. Двигательная установка "Ханли" состояла из коленчатого вала, проворачиваемого семью людьми и посредством цепи связанного с винтом. Большой маховик увеличивал КПД: пока экипаж работал, момент силы маховика помогал поддерживать скорость.

Когда команда начала вращать тяжелый железный коленвал, Диксон сверился с компасом и взял курс на паровой шлюп "Хаузатоник", стоявший на якоре в четырех милях от берега. План повстанцев состоял в том, чтобы подплыть в шести футах от поверхности к участнику блокады. Но для того, чтобы окончательно направить судно, Диксон должен был поднять его на поверхность ровно настолько, чтобы выглянуть через маленький передний иллюминатор — перископов как таковых тогда еще не было.

С борта "Хаузатоника" заметили у поверхности воды что-то странное, была объявлена боевая тревога. Со шлюпа открыли огонь, но лодка-торпеда была уже в так называемой мертвой зоне, слишком близко от шлюпа. Через две минуты субмарина "Ханли" вонзила свою пику в штирборт "Хаузатоника", прямо под ватерлинией. Когда подлодка дала задний ход, спусковой шнур заставил детонировать 135-фунтлвую пороховую бомбу, взорвав всю кормовую часть парового шлюпа. Дав задний ход, лодка отошла от шлюпа…

Конечно, потопление "Хьюсатоника" не оказало особого влияния на ход войны. Однако оно сыграло очень важную роль в истории, доказав, что боевое применение подобного рода аппаратов в морской войне возможно. "Впервые в истории подводная лодка смогла потопить вражеский корабль, — писал не так давно в американской прессе Роберт Нейланд, глава отдела подводной археологии ВМС США. — "Ханли" для подводной войны — то же, что и самолет братьев Райт для авиации. Она изменила ход истории флота". Ну что ж, это правда.

Как правда и то, что после первой в истории победной подводной атаки "Ханли" пропала, и, как выяснилось через много лет, погибла. Подводники успели дать наблюдателям на берег условный сигнал фонарем. А потом пропали вместе с субмариной… Ее судьба и стала более чем на столетие одной из величайших загадок Гражданской войны в США.

Читайте также: Россия создает "стелс" для подводных лодок

В мае 1995 года экспедиция охотников на обломки кораблекрушений, ведомая известным писателем приключенческого жанра Клайвом Касслером, обнаружила потерянную подлодку недалеко от гавани Чарльстона, погребенную под тремя футами ила всего лишь в полутора кабельтовых от точки, где она атаковала "Хаузатоник". В течение пяти лет после этого открытия команда археологов и инженеров составляла план подъема и сохранения подлодки. Поднимал субмарину Гражданской войны в другое столетие баржевый кран "Карлисса Б".

Подъем лодки в 2000 году потребовал героических усилий и 2,7 миллиона долларов. Девятнадцать водолазов трудились три месяца под водой, настолько мутной, что работать приходилось больше на ощупь, чем с помощью зрения. Используя ручные всасывающие драги, водолазы осторожно отсосали 25 тысяч кубических футов песка и ила — эквивалент 115 груженых самосвалов. Планируя подъем, инженеры разработали даже математическую модель корпуса и сил, которым он подвергнется.

Поисковики, вообще-то, ожидали найти погибших подводников с признаками паники, сгрудившимися под люками, пытающимися выбраться, но этого не было. Каждый член экипажа был по-прежнему на своем посту...

Что нового произошло на главной Pravda. Ru? Посмотри...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе