Томас Мертон — католический писатель, монах-траппист, поэт и литературный критик, живший в прошлом веке. О нем принято говорить как о противоречивом человеке: монах и бунтарь, католик и дзен-буддист, молчальник и мастер слова. О Мертоне в России стали писать недавно. Издана переписка с Борисом Пастернаком, периодически переводят стихи и прозу.
…Уже полгода шла Первая мировая война. На территории воюющей Франции 31-го января 1915 года у четы художников — новозеландца Оуэна Мертона и американки Руфи Дженкинс — родился сын Томас Мертон (Thomas Merton). На следующий год совершенно атеистическая семья Мертонов переезжает в США, где Томас постоянно жил у деда с бабкой в Дугластоне. Мать умерла от рака в 1921 году. 7-летний Томас уехал с отцом на Бермуды, а в 1925 году они переехали во Францию. Вместе с отцом он исколесил множество французских городов и весей, время от времени уезжая на каникулы в Англию. Осенью 1933 года Томас поступил в Кембридж. За год до этого Оуэн Мертон умер от опухоли мозга. По настоянию опекуна и родственников будущий писатель покинул Кембриджский университет и переехал в США, где поступил в Колумбийский университет, чтобы изучать журналистику.
В молодые годы Томас Мертон симпатизировал идеям коммунизма, любил вечеринки и сентиментальные фильмы, а, главное, считал себя атеистом. Мертона угнетала бесцельность собственной жизни, он уже не мог и не хотел жить лишь для себя самого. Некий молодой индиец сумел растолковать Томасу смысл христианской мистики и самовлюбленный юноша поверил, что Бог послал этого человека, чтобы обратить его в веру. В 1938 году Мертон был крещен в католичество, преодолев свой глубокий внутренний кризис.
Читайте также: Мистики: Мудрые пчелы и младенец Платон
Недолгое время Мертон преподавал английский язык и литературу в Колледже святого Бонавентуры. В 1941 году поступил послушником в аббатство Девы Марии Гефсиманской (The Abbey of Our Lady of Gethsemani) католического Ордена траппистов в штате Кентукки. Трапписты не занимаются ни педагогической, ни миссионерской, ни социальной деятельностью. Они исполняют древний завет ore et labore - молиться и трудиться. Кредо траппистов — "активное созерцание". Монастыри траппистов славятся производством сыров и пива и отличаются особенно суровым уставом. У монахов нет ничего своего, даже кельи. Они спят в большом дормитории вместе с десятками братьев. Траппистов часто называют молчальниками. Хотя монахи и не дают обета молчания, но они имеют право разговаривать только со старшими по иерархии и в особых случаях — с посторонними. Для общения друг с другом выработан язык жестов.
Незадолго до окончания Второй мировой войны, в 1944-м году, Томас Мертон принял простые монашеские обеты и опубликовал первую книгу стихов — "Тридцать поэм" (Thirty Poems). Спустя три года он принимает постоянные монашеские обеты. В 1948 году выходит в свет автобиография Мертона "Семиярусная гора" (The seven storey mountain), которая моментально становится бестселлером. На Западе это произведение часто сравнивают с "Исповедью" блаженного (в католицизме: святого) Августина. На другой год он был рукоположен в священники.
"В конце сороковых годов в Гефсиманский монастырь, предназначенный для жизни восьмидесяти человек, хлынул поток новициев и постулантов, чему в значительной мере способствовал превысивший все ожидания успех первой книги Томаса Мертона "Семиярусная гора", — пишет переводчица Мертона на русский язык Елена Давыдова. — В результате, хотя монастырь и пытался ослабить натиск извне за счет создания нескольких дочерних монастырей в Америке, в нем одновременно проживало почти триста человек, не считая приезжих, туристов и любопытных. Мертон, монах-молчальник, оказался в эпицентре общественного внимания, что немало осложнило его жизнь. Одно время Мертон всерьез раздумывал о переходе в монастырь другого ордена — Картузианского, но не получал на это одобрения своего начальства. Картузианцы живут в отдельных кельях, а не в общих дормиториях, и Мертон надеялся, что такие условия помогут ему лучше сосредоточиться на созерцательной молитвенной практике. Едва ли не с первого дня в монастыре он хотел вести жизнь отшельника, что ему со временем (но нескоро) было позволено".
В 1951 году Мертон был назначен наставником готовившихся к рукоположению молодых монахов. Он тогда много работал над беседами по монашеской духовности, истории Ордена, осуществлял пастырскую опеку монахов и писал. "Одинокие думы" (Thoughts in Solitude) создавались в маленьком деревянном скиту, расположенном на одном из лесистых холмов неподалеку от Гефсиманского монастыря. Свое временное пристанище Мертон называл скитом святой Анны. Обычно он уходил туда днем для молитвы и размышления. Там же делал наброски будущей книги, которая была опубликована в 1958 году. Мертон изучал книги православных духовных авторов, особенно близка, по его собственному преданию, была для него духовность Феофана Затворника.
Римский папа Иоанн XXIII после прочтения Мертона прислал ему свою столу, в которой был интронизирован.
Читайте также: Мистики: повивальное искусство Сократа
В Энциклопедии "Мистики ХХ века" говорится: "Мертон был мистиком, и для него созерцание означало откровение и внутренне озарение. Но западная религиозная мысль всегда была скорее вербальной и интеллектуальной, чем интуитивной. Многие христиане во все времена одобрительно повторяли декартово cogito ergo sum ("я мыслю, следовательно, существую"). Это утверждение и позиция, которая из него вытекает, казалась Мертону проклятием: "Это декларация отчужденного существа, изгнанного из собственных духовных глубин, вынужденного искать утешение в доказательстве факта своего собственного существования (!), основанном на наблюдении, что оно "мыслит". Если ему необходима мысль в качестве посредника, с помощью которого он приходит к понятию бытия, то на самом деле он еще более удаляется от своего подлинного бытия. Он сводит себя к понятию. Он делает невозможным для себя непосредственное и прямое переживание тайны своего собственного бытия. В то же время, сводя также и Бога к понятию, он делает для себя невозможным всякое интуитивное проникновение в Божественную реальность, невыразимую по своей сути".
10 декабря 1968 года Томас Мертон (в монашестве — отец Луи, брат Людовик) погиб в бангкокской гостинице после удара током от неисправного вентилятора и несовместимых с жизнью ожогами. Накануне он приехал в Таиланд для участия в конференции азиатских бенедиктинцев и цистерцианцев. Исполнилось пророчество Мертона о себе, которым заканчивается "Семиярусная гора": "Ты вкусишь настоящего одиночества, Моей муки и нищеты, …и ты умрешь во Мне, и все обретешь в Моей милости… с тем, чтобы ты стал братом Богу и познал Христа опаленных".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"