Что делать, если до храма далеко?

Храмы плавучие, колесные и космические

Так уж получилось, что большинству из существующих на Земле религий для отправления таинств нужны соответствующие постройки. В одних местах храмов много, а вот где-то их и совсем нет. Как же быть? Еще в начале XX века на Волге появился храм-корабль. В армии были походные храмы на колесах, есть и храм-поезд. Не пора ли подумать о храме-вертолете?

Так уж получилось, что большинству из существующих на Земле религий для отправления таинств нужны соответствующие постройки. Хотя весьма популярной является также идея о том, что для истинно верующего человека все равно где молиться — что в храме, что посреди полей, твой Бог, мол, все равно тебя услышит. Тем не менее, считается, что культовые сооружения нужны. В одних местах храмов много, а вот где-то их и совсем нет, и вот как же быть в этом случае людям?

Читайте также: Мистики: популяризатор дзэн-буддизма

Говорят, что если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Применительно к данному случаю это означает, что если человек из-за отсутствия храма не может в него пойти, то почему бы самому храму не прибыть туда, где он находится? И тут мысль человека — которая, в общем-то, всегда была весьма и весьма прихотливой и находчивой, — тут же нашла выход из положения. Спасение — вот главное, вот о чем должен думать верующий, а уж каким образом оно к нему пришло и где, не столь важно…

Казалось бы, уж где-где, а в царской России недостатка в церквях для православных не было. В каждом селе была своя церковь и даже вдоль дорог стояли небольшие часовенки, где можно было поставить Богу свечку.

Тем не менее, в начале XX века нашлось и на Руси место, не охваченное церковным строительством. Таковым была низина Волги, где в 150 километрах от Астрахани на местном рейде скапливалось большое количество различного рода барж и пароходов, а также рыболовецких судов. Имелся здесь и плавучий магазин, и кабаки, и иные питейные заведения, а вот церкви там так никто и не построил. Между тем рыбаки, не слыша живого слова о Всевышнем и наказаниях за грехи, грубели, развращались и пьянствовали, чего, пастырям всего этого вольного стада ну никак допускать не хотелось!

И вот, продумав все, некий астраханский мещанин Н. Е. Янков в 1903 году обратился к местному епископу с запиской, в которой предлагал оборудовать церковь на борту судна. Надо сказать, что при всей очевидной целесообразности идея эта показалась Его преосвященству слишком экзотической, и своего одобрения Янкову он в начале не дал. Однако тот был настойчив, и в результате уже в 1909 году плавучую церковь было решено строить, для чего купили пароход "Пират" — судно довольно-таки старое (до этого он проплавал по Волге ни много ни мало 50 лет!), но, тем не менее, вполне годное. О пароходе этом сообщалось, что он имел паровую машину в 60 лошадиных сил, длину корпуса в 134 фута, ширину 23 фута и осадку в 4 четверти и 2 вершка…

Начался сбор пожертвований для переделки "Пирата" в плавучую церковь, причем местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на это дело 6 тысяч рублей, а местные врачи прислали для приемного покоя и больницы, которые также должны были быть при этой церкви, аптеку с полным комплектом лекарственных средств.

Законченное культовое судно оказалось очень нарядным, а само его устройство — хорошо продуманным. Помещение церкви находилось в носу судна в пределах капитальных водонепроницаемых переборок. Площадь ее составляла 30 квадратных метров, что позволяло собрать немало молящихся. Помещение было богато украшен декоративными элементами в лучших традициях российского церковного зодчества. Позолоченные главы куполов луковичной формы (всего их было семь) ярко горели на солнце, причем на крыше-тенте носовой рубки была также установлена небольшая позолоченная главка с крестом.

Иконостас был выполнен из соснового, выдержанного дерева и выкрашенбелойэмалевой краской, а все рамы, ободки и карнизы позолочены. Образа были московского письма и весьма ценны. При этом и храм, и алтарь, равно как и все другие помещения парохода, уже имели электрическое освещение, состоявшее из 80 лампочек светосилой от 9 до 16 свечей. Доминирующим сооружением над всеми надстройками парохода являлась звонница с шестью колоколами, одновременно выполнявшая функцию штурвальной рубки и выполненная в виде часовни. Она занимала место посреди мостика парохода, а ее позолоченный купол с крестом высоко возвышался над трубой.

Обряд освещения плавучего храма состоялся 11 апреля 1910 года, причем совершавший его епископ Астраханский и Енотаевский Преосвященнейший Георгий при этом сказал: "Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были у нас где-нибудь храмы Божии, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей… Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде".

Читайте также: Испания: парадоры и гнездо де Голля

Судно получило название "Святитель Николай Чудотворец", а уже на следующий день в Астрахань пришла телеграмма от государя императора Николая Второго, в которой сообщалось: "Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства", так что и без государева одобрения это судно также не осталось.

Эксплуатация его, однако, показала, что, несмотря на явную духовную пользу, расходы на плавучую церковь очевидным образом превосходили доходы. В итоге ее продали в 1914 году всего за 5 тысяч рублей бондарю К. И. Рябцеву, который тут же превратил ее в обыкновенный буксир, который, видимо, под впечатлением столь нечаянно выгодной сделки, назвал "Нечаянный".

Уже в 1916 году Рябцеву давали за него 30 тысяч рублей, но он говорил, что хочет все 60… В дальнейший ход событий вмешалась революция. "Нечаянный" был национализирован, но продолжал плавать до 1924 года, после чего его разобрали на металл.

Уже в наши дни идея плавучей церкви была вновь возрождена в епархии Волгоградской и Камышинской, где усилиями православного волгоградского предпринимателя Виктора Корецкого и при поддержке международного католического фонда "Помощь Церкви в беде", действующего в России с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, были спущены на воду и встали в строй действующих плавучие церкви "Святитель Иннокентий" (1998), "Святитель Николай" (2000) и "Святой равноапостольный князь Владимир" (2004).

Таким образом, сегодня у России появился целый, можно сказать, речной флот из плавучих храмов, так что наш старый опыт в этой области отнюдь не забыт и даже самым успешным образом развивается.

Первый храм на колесах, разместившийся "на пяти арбах", был также создан в России, причем еще, а 1724 году для крещенных калмыков. Позднее походные церкви стали неотъемлемой частью русской армии, в частности Александр Суворов не начал ни одного сражения, не помолившись предварительно в такой вот походной церкви. В годы Первой мировой войны в армиях стран Антанты выпускались даже специальные походные храмы на колесах, оборудованные исповедальней и даже органом! Впрочем, уж если там были моторизованы даже армейские голубятни для почтовых голубей, то мобильный храм был велением времени!

Интересно, что сегодня в РФ на Волгоградском заводе транспортного машиностроения был также создан мобильный храм-трансформер весом 6,5 тонн, размещенный на 12-метровой платформе-автоприцепе. Чтобы привести его в рабочее состояние, нужны три пары рук и три часа рабочего времени. Предполагается, что там, куда хорошие дороги еще не проложены и где возникнет в нем нужда, туда его и отвезут. Впрочем, стоит он немало — около 2 миллионов рублей. Вот почему о серийном производстве его пока что речь не идет. Другое дело, что такой храм может быть с успехом использован в армии, что и показали войсковые учения в июне этого года, проходившие в Нижегородской области.Иесли армия сочтет, что такие храмы ей нужны, то… они будут включены в оборонный заказ, и тогда уже платить за них свои кровные придется уже всем налогоплательщикам независимо от их духовной ориентации.

Читайте также: Над "Авророй" веют финансовые вихри

В 2000 году был также построен и храм-вагон, вернее, оборудован состав из двух вагонов, в одном из которых была устроена церковь, освященная во имя иконы Божией Матери "Одигитрия", а во втором — места для священнослужителей и библиотека.

Развивая данную мысль, следует сказать, что на карте нашей страны есть еще немало мест, куда вообще не проехать и не проплыть, и куда "только вертолетом можно долететь". А раз так, то почему бы не подумать об удовлетворении духовных нужд верующих в разных удаленных от транспортных магистралей районах России, посредством мобильной церкви на борту вертолета? Ведь у нас есть достаточно широкофюзеляжные вертолеты, в корпусе которых имеется возможность, как и в часовне, разместить иконостас — и останется еще и место для молящихся. Ну, а подчеркнуть своеобразное назначение этого вертолета можно будет при помощи небольшого луковичного купола, размещенного непосредственно на втулке воздушного винта. Ведь устанавливают на нее радиолокаторы в обтекателях, и ничуть вертолету это не мешает, так что и православный купол точно также бы не помешал. Ну, а если вам вдруг понадобилась летающая мечеть, то внутреннее убранство легко заменить, а вместо купола поставить полумесяц со звездой и… все!

Сегодня, однако, когда все больше и больше говорят уже о космическом туризме, настало время подумать и о том, чтобы создать "небесный храм" в космосе! Разумеется, это должно быть многоконфессиональное "заведение", рассчитанное на потребности людей разных верований. Хотя вряд ли имеет смысл возводить на орбите нечто уж слишком громоздкое, учитывая размеры современных космических станций. Во всяком случае, это должна быть модульная конструкция, состоящая из одного основного и шести пристыкованных к нему функциональных блоков — по числу "храмов" у нее на борту. То есть это должны быть стыковочные модули, обслуживающие духовные потребности католиков, православных, мусульман, иудеев, буддистов и протестантов, каждый из которых должен быть выполнен в соответствии с требованием своей религиозной традиции.

Самым сложным, конечно, будет основной блок, поскольку в нем должно быть целых восемь стыковочных узлов (один рабочий и один запасной, а также шесть узлов для модулей) и соответствующее количество энергоблоков. Прибывающие на борт "космического храма" паломники, во-первых, должны будут иметь возможность посетить с экскурсией все храмы, а уже после этого получить соответствующее духовное удовлетворение в храме уже своей конфессии. Причем на борту должны проходить самые различные службы, начиная от мессы и заканчивая торжественным бракосочетанием.

Читайте также: Три легенды о Савве Морозове

Понятно, что разрабатывать конструкцию данного храмового комплекса, а также обслуживающего его оборудования следует заранее, и также заранее пропагандировать саму идею "храма в небесах возле самого престола Всевышнего".

Как, например, обеспечить в невесомости работу кадильниц? Или, например, следует иметь там орган традиционной конструкции или же вместо него использовать обычную звукозапись? В каких ризах либо облачении должны выступать на орбите священнослужители и как вообще следует там служить? Вот только лишь крошечный список вопросов практического характера, которые нужно будет решить, прежде чем браться за его возведение. Однако человечество никогда не ставило перед собой вопросов, которые оно не могло бы решить, и уж во всяком случае, найти на них ответы значительно проще, нежели обеспечить полет на Марс!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Последние материалы