Дайсэцу Тэйтаро Судзуки: популяризатор дзэн-буддизма

Буккер Игорь14.02.2019 в 4:00

В нашем цикле о мистиках нашлось место для представителей разных эпох и стран, разных профессий и происхождения, разных конфессий. Пришел черед рассказать о мистиках пути дзэн. Это восточное учение уже давно переросло рамки преходящей интеллектуальной моды и оказало влияние на культуру Запада. Одним из выдающихся был Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.

Будущий популяризатор дзэн-буддизма появился на свет 8 октября 1870 года в большом городе Канадзава, центре префектуры Исикава на острове Хонсю, под именем Тэйтаро Судзуки. Он был пятым и самым младшим ребенком в семье потомственного врача Редзюна Судзуки (Ryojun Suzuki). Когда Судзуки было шесть лет, умерли его отец и чуть позже старший брат.

Перемены, которые произошли в общественной жизни страны, после того, как пришедший к власти в 1868 году император Мацухито, взявший имя Мэйдзи ("просвещенное правление"), задумал превратить Японию в великую державу, способную соперничать с Европой и США, уничтожили былые привилегии дворянства. Самурайское семейство Судзуки влачило жалкое существование после декретов императора, которое накладывало ограничения, лишавших их годового жалованья в виде определенного количества риса.

Из-за финансовых трудностей Судзуки вынужден был в возрасте 17 лет оставить школу, формально так и не получив аттестата. Он начал зарабатывать на жизнь преподаванием чтения, письма, арифметики и английского языка. За сорок лет эпохи Мэйдзи (1868-1912), несмотря на экономический бум, цены на основные продукты питания, такие как рис, возросли втрое, при этом зарплата оставалась прежней.

Спустя два года вслед за отцом ушла мать. Когда траур закончился, Судзуки перебрался в Токио, чтобы в университете Васэда изучать китайский, санскрит, пали, западные языки и литературу. Платить за образование ему помогал один из старших братьев. По настоянию своего друга Нисиды Китаро (Nishida Kitarō), Судзуки в императорском университете дополнительно изучал философию.

В соответствии с семейными традициями, где приоритет отдавался дзэн-буддийской школе риндзай-сю, Судзуки в 21 год поступил в Энкагукей (Engaku-kyō), большой монастырь Камакуры, в качестве мирского послушника. В прямоугольном помещении площадью примерно 20 на 11 метров под стенами были устроены высокие деревянные подмостки. Между ними — пустое пространство для выполнения упражнения кинхин ("хождение по сутрам"). Постель и зимой и летом одна — большое ватное одеяло. Вместо подушки под голову кладут личные вещи. Весь скарб умещается в небольшом ящичке, который вешают на шею при помощи матерчатого ремня, когда монах отправляется в дорогу. Поскольку Судзуки мирской послушник, а не монах, ему не пришлось странствовать с ящичком, зато прочие ограничения монашеской жизни он разделял от и до.

В монастыре он получил имя Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (Daisetsu Teitaro Suzuki). Буддийское имя Дайсэцу означает "великое смирение", на кандзи (китайские иероглифы в японском языке) это может также читаться как "очень неуклюжий". Это имя ему дал выдающийся буддийский наставник Соэн Сяку (Soyen Shaku).

В качестве его секретаря и переводчика Судзуки объездил множество американских штатов. В Нью-Йорке он познакомился со своей будущей женой. В 1911 году Судзуки женился на выпускнице Оксфорда американке Беатрис Эрскин Лейн (Beatrice Erskine Lane, 1878-1939), которая была членом теософского общества, действующего в Америке и в Японии. Супруги совместно написали несколько книг о восточных религиях. Позднее Судзуки и сам присоединится к одному из теософских обществ и станет активно действующим теософом.

Во время Первой мировой войны Судзуки выдали "волчий билет" по причине физической непригодности к военной службе и он жил в Токио, преподавая в школе пэров и в императорском университете. С 1921 года на протяжении 20 лет он преподавал буддийскую философию в университете Отани в Киото. В 1936 году по преподавательскому обмену посетил США, Великобританию и другие страны Западной Европы, где читал лекции по буддизму в университетах и колледжах. Судзуки уделял внимание школе риндзай, обходя вниманием другую важную школу или направление цаодун (сото). В это время вышли в свет его знаменитые "Эссе о дзэн-буддизме", которые до сих пор играют немалую роль для всех, кто впервые прикасается к этому направлению буддизма.

Рассказ о дзэн-буддизме Судзуки выходит за рамки небольшой заметки о его жизни. Достаточно отметить, что влияние его идей испытали на себе многие выдающиеся личности: философы и мыслители М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Л. Витгенштейн, А. Тойнби, музыканты Д. Кейдж и Д. Гиллеспи, писатели Г. Гессе, О. Хаксли, Дж. Керуак и Дж. Сэлинджер, психоаналитик Карен Хорни. Великий психоаналитик К. Юнг отмечал, что "работы Судзуки о дзэн-буддизме принадлежат к числу лучших вкладов в изучение живого буддизма, появившихся за последние десятилетия", а Кристмас Хамфрис, английский буддист, считал его "величайшим из современных авторитетов в дзэн-буддизме".

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки прожил 95 лет и скончался в Токио 12 июля 1966 года.

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Кто ответит за "свинку", или Трагический конец "детей цветов"

Буккер Игорьвчера в 15:31
Мировое наследие

Как историки смогут прочитать сгоревшие античные свитки

Буккер Игорь03.12.2019 в 23:10
Мировое наследие

США вроде не изобретали вирус СПИД, но вполне могли

Буккер Игорь28.11.2019 в 19:29