О великом русском путешественнике Харитоне Лаптеве

Полярный моряк - по Таймыру на собаках

Его называют великим русским мореплавателем, хотя значительное число географических открытий сделано им совсем не на море. И если отметить на карте маршруты путешествий Харитона Лаптева, то можно убедиться, что чаще всего он странствовал по суше… Однако в его честь и его брата Дмитрия назван один из самых опасных районов Ледовитого океана — море Лаптевых.

Стоит отметить, что название море Лаптевых на географической карте Северного Ледовитого океана официально появилось только в советское время, хотя эти места были разведаны братьями Лаптевыми еще в начале XVIII века. Как только это море не называли — Татарское, Ленское, Сибирское, Ледовитое.

В 1883 году полярный норвежский исследователь Фритьоф Нансен даже назвал море именем Норденшельда. В 1913 году Русское географическое общество утвердило нынешнее название, но окончательно и уже вполне официально оно было закреплено только решением ЦИК СССР от 27 июня 1935 года.

Читайте также: Федор Конюхов отправится в экспедицию на собачьих упряжках

Пожалуй, более известен из двух знаменитых братьев как исследователь все-таки Харитон Прокофьевич Лаптев. Именно он, если судить по историческим хроникам, и был главным в их "полярном" дуэте. О нем-то в первую очередь и пойдет речь в нашем сегодняшнем повествовании.

Харитон Лаптев родился в 1700 году в деревне Пекарево, что в Великослутской губернии (ныне Псковская область). Будущий мореплаватель первое образование получал в Троицкой церкви под наставничеством священников. С 1715 года Харитон Лаптев продолжил свое обучение в Петербургской Морской академии, которую окончил в 1718 году. Тогда же он поступил на флотскую службу гардемарином и 24 мая 1726 года был произведён в мичманы.

В 1734 году Харитон Лаптев участвовал в войне против сторонников бунтарского польского магната, Великого князя литовского и короля Речи Посполитой Станислава Лещинского, на фрегате "Митава". По разным обстоятельствам фрегат был взят в плен французами, выступившими в том году за Лещинского. После возвращения из плена Лаптев вместе со всеми офицерами корабля был приговорён к смертной казни за сдачу корабля без боя… Но затем экипаж "Митавы", после долгого разбирательства, был признан полностью невиновным, и после освобождения Харитон Лаптев вернулся на флот. Таких, как он, на любой службе называют рабочей лошадкой. И Харитон Прокофьевич не чурался никакой работы.

В 1736 году его посылали на Дон для отыскания удобного места для постройки судов. В 1737 году он командовал придворной яхтой "Декроне" и был произведён в лейтенанты. И, наконец, в декабре 1737 года он был назначен начальником отряда Великой северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от Лены до устья Енисея.

Дело в том, что русское Адмиралтейство не сразу признало результаты экспедиции Витуса Беринга, назвав их неубедительными и неполными, и приказало как бы "для проверки" снарядить две экспедиции, командиром одной из которых был назначен опытный офицер флота Харитон Прокофьевич Лаптев. Его отряду было предписано картографирование берега на территории, заключенной между устьями Лены и Енисея.

Читайте также: Грядет эпоха Великих географических закрытий

К этому времени из Якутска в Санкт-Петербург прибыл за указаниями для дальнейших действий его брат Дмитрий Яковлевич Лаптев, который уже ранее был участником Великой северной экспедиции, вот он-то при отъезде обратно и взял с собой ставшего начальником двоюродного брата Харитона с его соратниками и подчиненными. В марте 1738 года они отбыли в Якутск.

Как отмечают историки, 9 июля 1739 года Харитон Лаптев с заданием описать берег Ледовитого океана к западу от Лены вышел из Якутска на весьма небольшом суденышке "Якутск" и к июлю добрался до океана. Постоянно борясь со льдами, идя то под парусом, то под вёслами, то толкаясь шестами среди льдов, лишь через месяц он вместе с командой добрался до устья реки Оленёк.

Описав часть устья, он прошёл до Хатангской губы, где был задержан льдами. Почти два года попыток пробиться к океану и обогнуть морем Таймырский полуостров на маленьком кораблике успехом не увенчались — в конце концов, путешественники покинули крохотный,невыдерживавшийнатискальдов"Якутск",перегрузивнаберегимуществоиприпасы…

И Харитон Лаптев, четко помня об основном задании Адмиралтейства во что бы то ни стало изучить и описать Таймыр, принял нестандартное решение. Он не стал возвращаться в Якутск или Санкт-Петербург, чтобы жаловаться на сложные условия и просить организовать новую экспедицию. Лаптев решил описать его берега, так сказать, "сухим путём", на собаках, к чему и приступил весной 1741 года.

Для описи берегов сурового полярного полуострова Лаптев разбил свой отряд на три партии. Партию Челюскина 17 марта 1741 года он отправил на запад для описи реки Пясины и берега от ее устья до реки Таймыры. 15 апреля 1741 года Лаптев послал геодезиста Чекина описывать восточный берег Таймыра, но из-за снежной слепоты, этого бича всех исследователей холодных полярных пустынь, Чекин описал только 600 километров берега и вынужден был вернуться к зимовью.

Сам же Харитон Лаптев 24 апреля 1741 года пошел от зимовья до озера Таймыр, а далее по долине реки Нижней Таймыры достиг её устья — Таймырской губы. Далее, изменив первоначальный маршрут, он двинулся на северо-восток вдоль берега, однако его глаза тоже поразила коварная снежная слепота! И Лаптев вернулся в Таймырскую губу.

Едва оправившись от болезни глаз, Харитон Лаптев пошел на запад, описал соответствующее побережье Таймыра, потом повернул на юго-запад и у мыса Лемана (в заливе Миддендорфа) встретился с Челюскиным. Далее в совместном походе они выявили и нанесли на карту ряд бухт, мысов и прибрежных островов. Весь этот участок впоследствии назвали берегом Харитона Лаптева.

Читайте также: Владимир Русанов: уплыть из мира в историю

Более двух тысяч километров суши ему удалось нанести на карты Российской Империи, также он впервые смог доказать, что река Таймыра впадает в Карское море совсем не там, где предполагалось ранее. Именно в этой экспедиции мореход Харитон Лаптев доказал, что область Таймыра лучше исследовать не в летнее время, как это было принято ранее, а зимой, именно на собачьих упряжках.

Ученый предпринимает попытку исследовать внутренние области полуострова Таймыр по суше. Хорошо подготовленная и оснащенная экспедиция доходит до устья речки Таймыры, тщательно картографируя местность. В результате тяжелейших испытаний, ценой человеческих жизней и неимоверных усилий десятков людей под руководством Харитона Лаптева был в значительной мере исследован "закрытый" ранее полуостров Таймыр. Экспедиции оставалось описать самую северную часть Таймырского полуострова — Северо-Восточный мыс, теперь он называется мыс Челюскина. Это было с успехом сделано, и в 1743 году Харитон Лаптев вернулся с докладом в Санкт-Петербург!

Донесения и отчеты Лаптева о путешествиях 1739-1743 годов содержали ценные сведения о ходе работ северного отряда Великой северной экспедиции, о гидрографии побережья полуострова Таймыр. Эти сведения бесценны до сих пор — записи Лаптева были так точны, что впоследствии уже не особо подвергались правке и уточнениям даже современными географами.

После своих великих путешествий на севере Харитон Лаптев продолжил службу на разных кораблях Балтийского флота. Он и воевал, и перелистывал свои записи, ставшие для российской полярной науки бесценными…

Он стал капитаном I ранга, но в 1762 году был вдруг назначен флотским обер-штер-кригс-комиссаром. Эту "четырехэтажную" должность все считали нудной и скучной. В русской армии такие "комиссары" ведали снабжением войск, деньгами, обмундированием, снаряжением, ручным оружием, обозным и лагерным снаряжением и так далее. Как знать, возможно, эта инициатива свыше как бы "наградить" заслуженного полярного исследователя весьма высокой и очень доходной сухопутной должностью и сказалась на его скорой кончине. Харитон Прокофевич Лаптев ушел из жизни 21 декабря 1763 года в своей родной деревне…

Юго-западное побережье полуострова Таймыр названо берегом Харитона Лаптева. В честь братьев Лаптевых, Харитона и Дмитрия, названо целое море. Что может быть лучшей посмертной наградой для русского полярного исследователя?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Последние материалы