Экспедиция Русанова пропала в поисках Севморпути

Владимир Русанов: уплыть из мира в историю

Сложно сказать, кто он больше — революционер или путешественник. Владимир Александрович Русанов в свое время стал одним из прототипов главного героя знаменитого романа Вениамина Каверина "Два капитана". До сих пор идут споры о судьбе пропавшей в начале XX века экспедиции Русанова. Версий много, но окончательной и однозначной так и не появилось.

Не говоря уже о том, что его образ как бы зашифрован в легендарном романе "Два капитана", именем Русанова названы бухта и полуостров на Новой Земле, ледник на Северной Земле, гора в Антарктиде, улица в Архангельске, переулок в Северодвинске, проезд в Москве, портовый ледокол, памятник в Печоре и так далее. В Орле имеется дом-музей Русанова, расположенный, между прочим, на улице Русанова в Железнодорожном районе города.

Судьба его очень необычна и порой делала крутые повороты. Воистину Владимир Александрович Русанов был человеком крайне неординарным, и необычных событий, имевших место в его жизни, хватило бы на пятерых.

Читайте также: Близкая Камчатка Степана Крашенинникова

Он родился 3 ноября 1875 года в городе Орел в купеческой семье. Отец его умер, когда Володя Русанов был еще ребенком. Перед смертью отец разорился, оставив вдову с сыном почти без средств к существованию. Мать Русанова, женщина хоть и скромная, но решительная, несмотря на материальные затруднения, твердо решила дать сыну хорошее образование и устроила его в лучшее в городе учебное заведение — классическую гимназию. К удивлению всех знакомых и родных, прилежного мальчика вскоре исключили как бы за неуспеваемость. Что, Русанов был неспособен к учению? Как бы не так!

Историки пишут, что юного Володю Русанова выгнали из гимназии за пристрастие к революционной деятельности. Полиции стало известно, что он принимает участие в собраниях нелегального марксистского кружка. Володя перешел в реальное училище — и оттуда его тоже поперли за "революцию".

Наконец, с помощью отчима он попал в орловскую духовную семинарию, чтобы получить хоть какое-то образование. Но и учась в семинарии, Русанов участвовал в работе подпольных кружков, о чем также стало известно полиции… Худо-бедно окончив весной 1897 года семинарию, Русанов поступил вольнослушателем на естественный факультет Киевского университета.

Учеба его продолжалась недолго: за участие в студенческих волнениях его выслали домой в Орел. А потом еще и арестовали по делу "Рабочего союза", одним из организаторов которого был родной брат будущего вождя пролетарской революции Дмитрий Ульянов.

В мае 1901 года на основании "высочайшего постановления" его высылают на два года в город Усть-Сысольск Вологодской губернии. Там Русанов поступил статистиком в земскую управу и, пользуясь случаем, стал исследовать огромный малоизученный Печорский край.

Срок ссылки истек, и осенью 1903 года он уехал в Париж, где поступил в Сорбоннский университет на естественное отделение (крутой поворот судьбы!). Блестящее окончание теоретического курса в 1907 году дало ему право на защиту докторской диссертации. Стремясь принести пользу России, Русанов решил собрать материал для диссертации на Новой Земле, геология которой была почти не изучена, а полезные ископаемые не разведаны.

Весной 1907 года Русанов возвратился в Россию. Когда он прибыл в Архангельск, он, к своему удивлению, встретил со стороны местных властей всяческое содействие в подготовке экспедиции на Новую Землю. Объяснялось это тем, что на Новой Земле безнаказанно хозяйничали норвежцы и архангельский губернатор видел в экспедиции Русанова одну из мер, направленных против браконьерства.

Путешествие на Новую Землю окончательно определило направление его дальнейшей научной деятельности. Исследования Русанова на Новой Земле, проведенные им самостоятельно и по собственной инициативе, получили высокую оценку профессоров Сорбонны. Поэтому, когда весной 1908 года для французской экспедиции на Новую Землю потребовался геолог, из многих кандидатов единодушно был избран Русанов.

Он с радостью принял это предложение. В этой экспедиции Владимир Русанов совершил первый в истории сухопутный поход по Новой Земле: он пересек ее от залива Незнаемого до бухты Крестовой на западной стороне острова. Между прочим, Баренцева моря достиг лишь один Русанов: остальные путешественники, не выдержав трудностей пути, отстали.

Читайте также: Федор Литке: С Арктикой в сердце

Эта экспедиция принесла Русанову славу талантливого геолога и смелого исследователя. Поэтому, когда архангельские власти стали готовить свою собственную экспедицию на Новую Землю, они пригласили Русанова принять в ней участие в качестве геолога. В этой экспедиции на острове было обнаружено много полезных ископаемых, таких, как каменный уголь,мрамор,диабазиаспидныйкамень.

Вернувшись в Архангельск, он выступил с рядом лекций, докладов и статей, привлекших внимание общественности к Арктике. Особенно его беспокоила судьба Новой Земли, где столетиями промышляли русские поморы, а теперь спокойно жили и легко богатели норвежцы…

В последующие годы он совершил выдающееся плавание на корабле "Дмитрий Солунский", совершив обход всего северного острова Новой Земли. Это укрепило заслуженную славу Русанова. Произведенные экспедицией исследования намного предвосходили все сделанное в этом районе до нее.

Летом 1911 года Русанов в очередной раз отправляется на Новую Землю на парусно-моторной яхте "Полярная". Экспедиция прошла на редкость удачно, и его назначают начальником экспедиции на Шпицберген. Его путешествия, не знавшие неудач, и все возраставший авторитет среди путешественников и ученых послужили лучшей гарантией успеха экспедиции.

Экспедиция отправилась в путь на небольшом парусно-моторном зверобойном судне "Геркулес", приспособленном для плавания во льдах. Между прочим, в экспедицию вместе с Владимиром Русановым отправилась его невеста Жюльетта Жан — врач по специальности.

9 июля 1912 года "Геркулес" вышел из Александровска-на-Мурмане, имея на борту 14 участников экспедиции. По плану, "Геркулес" должен был вернуться уже в октябре того же года. Однако на борту был полуторагодовой запас продовольствия и много полярного снаряжения. Отсюда историки делают вывод, что у Русанова были несколько иные намерения, чем просто исследование Шпицбергена.

В архивах нашлась записка Владимира Русанова: "С таким судном можно будет быстро двинуть вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан". То есть он с самого начала готовился к длительному путешествию!

Читайте также: Петр Анжу: в поисках Земли Санникова

16 июля 1912 года "Геркулес" благополучно достиг Западного Шпицбергена и вошел в залив Кломбай (Бельсунн), находящийся на западной стороне острова. Там Русанов открыл богатые месторождения угля. К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: 28 заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене.

Отправив с попутным норвежским пароходом трех человек со Шпицбергена в Россию, он поручил им передать домой телеграмму с ближайшей доступной почты. Вот ее текст: "Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов". Телеграмма, раскрывавшая истинные планы Владимира Русанова, была последним известием, полученным с "Геркулеса"…

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции (В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова) считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Для этого Главное гидрографическое управление организовало несколько экспедиций.

Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: летчик Ян Нагурский на гидросамолете "Фарман МФ-11" исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении 1060 километров!

Тем не менее, поиски 1914-1915 годов не принесли результатов. Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить так и не удалось. Однако вспомним сюжет романа "Два капитана". Поиски продолжались! В 1934 году на безымянном островке (сейчас остров Геркулес), находящемся близ берега Харитона Лаптева, был обнаружен деревянный столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись "ГЕРКУЛЕС. 1913".

В том же году на другом островке, расположенном в шхерах Минина, были найдены обрывки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на "Геркулесе". После тщательных поисков неподалеку от этих предметов была найдена мореходная книжка одного из матросов "Геркулеса" и серебряные часы другого матроса…

Читайте также: Отто Юльевич Шмидт: герой номер 35

В 1947 году в заливе Ахматова на северо-восточном побережье острова Большевик были найдены следы стоянки. Возможно, это последние следы экспедиции Русанова — такова гипотеза некоторых ученых. Кстати, поиски следов пропавшей экспедиции продолжаются и в наши дни. В частности, их предпринимал известный советский и российский путешественник и полярный исследователь Дмитрий Шпаро.

Так или иначе, Владимир Русанов, даже если потомки и не найдут его, так сказать, "материальной" могилы, навсегда вошел в великую историю освоения русской Арктики…

 Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить