Александр Маринеско был самым скандальным командиром подводной лодки Великой Отечественной

Лики войны: "Атака века" от хулигана

Его не зря считают самым скандальным командиром подводной лодки Великой Отечественной. Список его "прегрешений" перед железной воинской дисциплиной ничуть не меньше, чем список его побед. Александр Иванович Маринеско, совершивший знаменитую "Атаку века" и потопивший крупнейший фашистский транспорт "Вильгельм Густлов", был отнюдь не ангелом.

Из шести боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, три были безуспешными, но он первый "тяжеловес" среди советских подводников: на его счету два потопленных транспорта общим водоизмещением в 42 557 брутто-регистровых тонн.

Читайте также: Лики войны: одноглазый ас воздушной разведки

Происхождение у него было самое что ни на есть сомнительное с точки зрения НКВД. Родился Александр Маринеско в 1913 году в Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску, его мать — украинка из очень зажиточной семьи. К Румынии вообще в Советском Союзе относились подозрительно, а если учесть, что у отца будущего героя-подводника все родственники жили за границей, то можно представить, как могла сложиться его судьба. Но пронесло — ни отца, ни мать будущего героя, ни его самого репрессии не затронули. Во всяком случае, в исторических хрониках упоминаний об этом нет.

Окончив трудовую школу, Александр Маринеско стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом первого класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах "Ильич" и "Красный флот".

Был он активным общественником, выпускал судовую стенгазету, ярко выступал на комсомольских собраниях, и в ноябре 1933 года по путевке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы флотского комсостава, после окончания которых его назначили штурманом на подлодку Щ-306 ("Пикша") Балтийского флота.

Читайте также: Лики войны: самый эффективный разведчик

Потом он успешно окончил курсы переподготовки и стал помощником командира, а потом и командиром подводной лодки класса "Малютка". В 1940 году его лодка заняла первое место во флотском соцсоревновании и его повысили до капитан-лейтенанта и наградили золотыми часами. На этой лодке он и встретил Великую Отечественную.

Надо сказать, его довольно успешный карьерный рост проходил на фоне не менее успешной личной жизни, довольно разгульной. В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подводных лодок азартных карточных игр. Но в командирах оставили: грамотных офицеров было тогда, в начале войны, наперечет. Лишь 12 августа 1942 года его лодка М-96 вышла в боевой поход.

И почти сразу, 14 августа, его лодка атаковала немецкую тяжелую плавбатарею. По наблюдению командира Маринеско, в результате атаки корабль пошел на дно — так он и доложил начальству. Однако на самом деле батарея все-таки осталась на плаву и потихоньку "дочапала" до своей базы без буксира, хотя и с тяжелыми повреждениями — и до конца войны в боевых действиях больше не участвовала.

В конце 1942 года Александру Ивановичу Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год было отмечено отдельной строкой, что на берегу он склонен к частым выпивкам… В 1943 году его новая лодка С-13 в боевые походы не выходила, а командир попал в очередную "пьяную" историю. В поход подлодка под его командованием вышла только в октябре 1944 года.

Читайте также: Лики войны: подводник-рекордсмен

В первые же сутки похода Александр Маринеско обнаружил и атаковал немецкий транспорт "Зигфрид". Атака не удалась, торпеды прошли мимо, и он обстрелял его из артиллерийских орудий. Командир, видевший, как транспорт медленно погружается в воду, снова доложил о его потоплении. В действительности, поврежденный германский транспортбылспешноотбуксированпротивником в Данциг и к весне 1945 года уже восстановлен. За этот поход Александр Маринеско получил орден Красного Знамени.

И, наконец, наступил "звездный час" командира-подводника. С 9 января по 15 февраля 1945 года скандальный командир находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — "Вильгельм Густлофф" и "Штойбен".

Перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала (за которым обычно следовал расстрел) за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул свою лодку, экипаж которой за это время "отличился" выяснением отношений с местным населением). Но исполнение этого решения адмирал задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе. Таким образом, С-13 стала единственной "штрафной" подлодкой советского флота.

"Вильгельм Густлофф" был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, и вторым по числу жертв. "Официальные" историки так описывают эту атаку, почти сразу названной "Атакой века". Поздно вечером 30 января 1945 года С-13 заняла позицию на параллельном курсе конвоя со стороны берега. Еще через час, проникнув сквозь строй эсминцев охранения, подлодка Маринеско приготовилась к атаке.

Залп из четырех носовых торпедных аппаратов поставил точку в судьбе гитлеровского лайнера. Одна торпеда взорвалась в носовой части корабля, вторая — в середине, третья — в корме. Четвертая торпеда из-за технической неисправности из аппарата не вышла. Через 10 минут после торпедирования девятипалубная махина легла на борт и еще через пять минут затонула. Спасти удалось лишь 988 человек.

Читайте также: Лики войны: генерал, не ставший маршалом

Был ли нанесен германским подводным силам непоправимый урон, как писала советская печать? Объявлял ли Гитлер Александра Маринеско личным врагом? Некоторые первоисточники приводят такие данные: на борту погибшего от советских торпед "Вильгельма Густлова" находилось 10582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. То есть, исходя и таких данных, можно считать, что Маринеско атаковал транспорт в первую очередь с беженцами? Ужас…

По некоторым же современным данным, основанным на немецких архивах, с "Густлоффом" погибло 406 матросов и офицеров второй учебной дивизии германских подводных сил, 90 членов собственного экипажа, 250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых (из них почти три тысячи детей). Существуют и иные оценки численности жертв, вплоть до 9343 человек. Из числа подводников, по этим оценкам, погибло 16 офицеров (в том числе восемь — медицинской службы), остальные — малообученные курсанты, нуждавшиеся еще, как минимум, в полугодичном курсе подготовки. Из находившихся на борту транспорта военных якобы нельзя было сформировать ни одного полноценного обученного экипажа боевой субмарины. То есть не такой уж и сильный урон был нанесен германским подводным силам.

Порой в разных публикациях (и немало в интернете) утверждается, что, вопреки утверждениям ряда военных и историков, трехдневный траур по потопленному теплоходу в Германии не объявлялся (за всю войну он объявлялся только по уничтоженной в Сталинграде 6-й армии вермахта) и Адольф Гитлер Александра Маринеско своим личным врагом вовсе не объявлял! Как говорится, у нас самая непредсказуемая история в мире.

Лет 30 назад, при СССР, имя Александра Маринеско в официальной прессе и исторических книжках того времени хоть и неохотно, но все-таки называлось как имя героя. Сейчас же оценки действий Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся. А что говорили реальные свидетели военных событий?

В начале 80-х, во время учебы в Севастопольском Высшем Военно-морском инженерном училище, автор этих строк в составе курсантских групп не раз слышал личные воспоминанияподводниковвоеннойпоры— патриотическо-воспитательный процесс был тогда на высоте. Так вот, их мнения относительно подвигов Маринеско отличались так же разительно, как мнения различных историков!

Читайте также: Лики войны: ас с холодной головой

Так, вице-адмирал Михаил Андронникович Крастелев, служивший всю войну механиком на подлодке знаменитого подводника Грищенко, в открытую, не стесняясь, ругал Маринеско чуть ли не матом, называя пьяницей, отъявленным хулиганом и бездельником. С отвращением рассказывал о его алкогольных "подвигах" на берегу, о которых уже тогда, в войну, ходили легенды. И про "Атаку века" говорил: с похмелья атаковал, даже не поняв, в кого стреляет.

А вот контр-адмирал Головачев (увы, запамятовал его имя и отчество), который пришел на подводный флот лейтенантом только в конце войны, с восхищением называл его настоящим советским подводником номер 1. Мол, с таких, как Маринеско, нужно брать пример! Вот и пойми, в чем дело… Истина все-таки где-то посередине.

Кстати, в некоторых немецких публикациях времен холодной войны потопление "Густлоффа" с несколькими тысячами беженцев называется военным преступлением, таким же, как бомбардировка Дрездена союзниками. Но это не так! "Вильгельм Густлофф" не был оборудован атрибутикой, скажем, пассажирского или госпитального судна, его вполне можно было принять за военный корабль, тем белее, на нем был поднят флаг военного флота Германии! Так что вся вина за гибель беженцев явно ложится на фашистов, а не на наших подводников.

Ну и вспомним советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны, которые были оборудованы всей полагающейся "гражданской" атрибутикой, но все равно неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации. Как говорится, глаз за глаз.

За транспорт "Вильгельм Густлофф" хулиганистому командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили к званию Героя Советского Союза. Однако вышестоящее командование, памятуя о его многочисленных "грехах", Золотую Звезду в последний момент заменило орденом Красного Знамени.

Читайте также: Лики войны: летчик, которого спасла молитва

После войны судьба не радовала Александра Маринеско радостными событиями. 14 сентября 1945 года "за халатность, систематическое пьянство и бытовую распущенность" (так значилось в приказе Главкома ВМФ Н. Г. Кузнецова) Маринеско понизили в звании до старшего лейтенанта. Затем, месяц дав покомандовать допотопным тральщиком, его уволили в запас, не дав выслужить военной пенсии.

После войны Александр Иванович Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского пароходства, заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. В 1949 году он был осужден на три года лишения свободы по статье "За разбазаривание социалистической собственности". После освобождения работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе "Мезон".

Александр Маринеско скончался в Ленинграде после тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Для военного госпиталя у него немного не хватило стажа, лежал он в плохонькой больнице. Пятидесятилетний легендарный подводник умер от двойного рака — желудка и горла. Похоронен он на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Кстати, здесь же, совсем неподалеку (Кондратьевский проспект, 83) находится Музей подводных сил России имени А. И. Маринеско.

Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно 5 мая 1990 года. Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте и Одессе. Ему посвящены художественные фильмы "О возвращении забыть" (1985) и "Первый после Бога" (2005). Именем А. И. Маринеско названы набережная в Калининграде и центральная улица одного из районов города в Севастополе. Имя А. И. Маринеско носит Одесское мореходное училище. Память об авторе "Атаки века", чтобы о ней не говорили, жива!

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе