История героя Советского Союза Талгата Якубековича Бегельдинова

Лики войны: летчик, которого спасла молитва

Герой Советского Союза Талгат Якубекович Бегельдинов, который ныне живет в Алма-Ате, пошел на войну 19-летним парнишкой. Во время ВОВ он летал на штурмовике и впервые в истории смог на штурмовике во время боя сбить истребитель. Летчик признается, что в самые критические моменты на войне его спасала молитва, которую ему передала прабабушка.

Талгат Якубекович Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в селе Майбалык, Акмолинской области, КазССР. В детстве любимой книгой мальчика-казаха, чьи предки пасли стада лошадей, была книга Каверина "Два капитана", главный герой которой — Саня Григорьев — стал учлетом. Хрупкого на вид парнишку Талгата, когда ему исполнилось 16 лет, комиссия забраковала при поступлении в аэроклуб города Фрунзе. Не поверили, сказали как отрезали: "Уж больно маленький. Лет четырнадцать на вид, не больше". При этом его русских друзей, даже девочек, зачислили, а чем он хуже?

Однако в конце концов Талгата приняли. Учеба, работа, а тут еще и аэроклуб. В семье никогда не только матом не ругались, но даже грубого слова Талгат никогда не слышал, а инструктор по полетам изгалялся над беззащитным юношей: "Не лови ворон, чурка. Где аэродром? Ты что, заснул?", — кричал инструктор. Обидно было, ведь ругали почем зря. Об этом Талгат Якубекович вспоминал в своих мемуарах "Илы атакуют", изданных после 20-летия Победы. Вскоре все встало на свои места. Инструктор Цуранов таким способом проверял психическое состояние парня: ничто на свете не может вывести его из равновесия, значит, крепкий и может летать!

Окончив в 1942 году Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, Талгат уже в январе следующего года попал на фронт. Свой первый боевой вылет 19-летний начинающий летчик (всего-то 11 часов налета на "Ил-2") сделал на самолете с номером 13. "А ведь мы, летчики, суеверные, — рассказывал Бегельдинов Артему Драбкину, автору книги "Я дрался на Ил-2". — Вот летчик-истребитель Шутт, тот никогда не полетит, пока тарелку не разобьет. У нас в полку был летчик Опрышко. Перед вылетом всегда штаны снимет, присядет и только потом летит. Без этого никак. Моя прабабушка прожила 101 год. Она очень меня любила. Я уже в аэроклубе учился. Как-то раз пришел, а она говорит: "Сынок, я тебя научу молитве. Будет дождь идти, молния, прочитаешь, в тебя молния не попадет, обойдет тебя".

Идем к самолету, а я все думаю: "Что делать?" Вспомнил! Снаряд — это тоже молния, трассирующая молния. Прочел эту молитву. И потом перед каждым вылетом ее читал и был уверен, что снаряд в меня не попадет, Аллах сбережет. И до сих пор читаю!" На самолете с таким же точно номером Бегельдинов и закончил войну, выполняя вылеты на Берлин и Прагу. На седьмом вылете Талгат сбил свой первый истребитель. Произошло это под Старой Руссой. Девятка штурмовиков под прикрытием восьми истребителей "Яковлевых" вылетела на деревню Глухая Горушка, где находился мощный узел сопротивления противника. При подходе, на высоте полторы тысячи метров, по радио доложили с КП, что над целью до шестидесяти истребителей на трех ярусах.

 

 

Воздушного боя штурмовика с истребителем еще не было, но Талгат обозлился, когда его начал преследовать "Мессершмитт", от которого он сначала пытался уйти. Когда более скоростной "Мессер" оказался перед прицелом штурмовика, сержант Бегельдинов нажал на все гашетки. От потери скорости его машина оказалась в штопорном положении, выравнивая самолет, пилот заметил, как опытный летчик люфтваффе посадил свой горящий "Мессер" на сугроб.

Неизвестно по какой причине, но скромный Бегельдинов не доложил начальству о своем воздушном бое, каковой наблюдали наши артиллеристы. На следующий день его вызвали в штаб штурмовой авиационной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза полковник Каманин. "Тот самый легендарный летчик, который вел звено "Р-5" на спасение челюскинцев. Он уже был лейтенантом, когда я в трусишках бегал по пишпекским (Пишпек, Фрунзе, ныне столица Киргизии — Бишкек — ред.) улицам", — вспоминал позднее Бегельдинов, будучи уже сам Героем Советского Союза. Оказалось, что немец в звании майора, имевший на счету сто восемь сбитых самолетов еще во время боев в Бельгии, во Франции и на Балканах, попал к нам в плен. На следующий день появилась фотография в армейской газете и статья "Штурмовик может драться с истребителем и даже сбивать".

За отличное ведение боя и сбитый истребитель Талгат Бегельдинов был награжден орденом Отечественной войны второй степени. Награду вручил сам Каманин. С той поры Талгат дал слово всегда докладывать о сбитых им самолетах врага.

5 мая 1943 года при налете на аэродром Основа под Харьковом Талгата впервые сбили в немецком тылу. ("Налет на аэродром — это самое трудное. 90 процентов — что ты погибнешь. 10 процентов — что останешься жить", — признается Бегельдинов). Во время перехода стрелок наступил на противопехотную мину и погиб, а Талгату повезло еще дважды: переплыть Северный Донец и предъявить свой комсомольский билет сотрудникам СМЕРШа, забравшим его пистолет. Оперировали Бегельдинова в полевом госпитале.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Талгату Якубековичу Бегельдинову было присвоено звание Героя Советского Союза. К своей гимнастерке 22-летний гвардии старший лейтенант прикрепил орден Ленина и Золотую Звезду. За два года войны Т. Я. Бегельдинов на своем "горбатом" (т. е. на штурмовике) совершил 305 боевых вылетов и в воздушных боях сбил семь самолетов врага. Участвовал в Параде Победы.

В настоящее время президент Международного благотворительного фонда, оказывающего помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам, Талгат Якубекович Бегельдинов живет в городе Алма-Ате. Низкий вам поклон!

Читайте также:

Лики войны: дедушка русского спецназа

Лики войны: снайпер Наталья Ковшова

Лики войны: чистое небо Алексея Рязанова

Лики войны: "Черная смерть" Дуська Завалий

Читайте все самое интересное в рубрике "Общество".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *