22 октября легендарному подводнику, капитану первого ранга Станиславу Павловичу Самсонову исполнилось бы 86 лет. Он был командиом электромеханической боевой части атомной подводной лодки "К-116", Героем Советского Союза и участником первого в истории ВМФ трансокеанского перехода атомных подводных лодок с Северного флота на Тихоокеанский.
Подводники обычно называют тот легендарный групповой переход двух атомоходов первой советской подводной, — то есть кругосветкой без единого всплытия на поверхность. Лодки прошли под водой около 20 тысяч миль — расстояние, сравнимое с длиной экватора.
Подводники — народ особенный: жить — так всем вместе, погибать — тоже. Поэтому рассказ о Станиславе Самсонове будет и рассказом практически обо всех подводниках, совершивших тот беспримерный подвиг.
Командиром электромеханической боевой части ракетной атомной подводной лодки "К-116" Самсонов был назначен в июне 1964 года. Когда встал вопрос, кого из механиков посылать на выполнение ответственнейшего задания, ответ не заставил себя ждать: Самсонов отлично знал всю материальную часть корабля, да и отношения в коллективе у него сложились одновременно и дружеские, и деловые.
Он не терпел некомпетентности, мог целые часы свободного времени посвящать занятию не только с офицерами и старшинами, но с молодыми матросами, которым трудно давалась наука подводника. Со 2 февраля по 26 марта 1966 года две советские атомные подводные лодки впервые совершили переход вокруг Южной Америки через Атлантику и Тихий океан без единого всплытия. Поход проходил по маршруту Североморск — Атлантический океан — пролив Дрейка — Тихий океан — Петропавловск-Камчатский. Решение об этом принималось на самом высоком государственном уровне. А подготовка к нему велась с не меньшим размахом, чем к полету космического корабля.
Ранее советские лодки плавали преимущественно по холодным морям с низкими забортными температурами. Теперь предстояло дважды пересечь экватор и бороздить теплые моря с незнакомыми течениями. Капитан третьего ранга Станислав Самсонов за время похода внес ряд предложений по улучшению эксплуатации ядерной энергетической установки в различных климатических условиях плавания. Этим он обеспечил постоянную боевую готовность подводной лодки.
Этот поход не был простой демонстративной акцией. Это был настоящий стратегический маневр, крайне необходимый в разгар "холодной войны" и выполненный силами флота для укрепления соединений подлодок на Дальнем Востоке… В то время благодаря развитой судостроительной промышленности Ленинграда, Северодвинска и Горького североморцы довольно быстро получали новые атомные подводные лодки… Один только "Севмаш" за четыре года (1959-1963) сдал Северному флоту около двух десятков атомных торпедных и ракетных субмарин.
Тихоокеанский же флот пополнялся за счет перевода кораблей (суда бывают только гражданскими!) Северным морским путем, достаточно хорошо освоенным подводниками. Однако успех переброски АПЛ в значительной мере зависел от состояния ледового покрова в мелководной части Чукотского моря, где возможность форсирования подо льдом была ограничена кратковременным периодом с августа по сентябрь, да и то не каждый год.
Было принято решение отправить южным путем на Тихоокеанский флот две атомные субмарины: ракетную "К-116" проекта 675 под командованием капитана второго ранга Владислава Виноградова и торпедную "К-133" проекта 627, командиром которой был капитан первого ранга Лев Столяров. Возглавил отряд контр-адмирал Анатолий Сорокин, опытный подводник-атомщик, командовавший флотилией Северного флота.
При подготовке к переходу соблюдался строгий режим секретности. О целях и задачах похода знал лишь узкий круг офицеров штаба и командование флота. Лишь когда закрылись верхние рубочные люки и прервалась связь с берегом, о них сообщили всему личному составу. По корабельной трансляции командиры зачитали обращение главкома ВМФ.
После погружения подводная жизнь постепенно обрела привычный ритм: вахта, уход за материальной частью, работа, отдых и снова вахта. Начались повседневные будни, очень равномерные, однообразные и утомительные. Монотонность их была сильнее, чем у моряков-надводников, которые хотя бы сталкивались с изнуряющей качкой корабля и могли испытывать морскую болезнь.
Прямо в центре Атлантики группа советских лодок вступила в так называемый акустический контакт с иностранной субмариной. На Северном флоте было хорошо известно, что именно американские акустики чаще обнаруживали наши лодки первыми. Тем не менее из-за неграмотного маневрирования обеих сторон (чаще американцев) под водой случались столкновения… На этот раз обошлось.
Обсуждая происшедшее, подводники решили, что встретили атомную субмарину ВМС США, очевидно, возвращавшуюся с боевого патрулирования. Все были склонны считать это рандеву случайным: специально за отрядом "супостат" не следил. Акустики заслужили похвалу. Лодкам удалось весь поход провести скрытно — потенциальный противник не смог засечь отечественные корабли. Между атомоходами поддерживалась связь по договоренности то на УКВ, то с помощью гидролокаторов.
Командование подводных кораблей должно было постоянно учитывать то обстоятельство, что человек, находясь в прочном корпусе, склонен замыкаться в себе. Во время длительной вахты им овладевают раздумья о доме, семье, родных и близких людях; он обостренно анализирует свою роль в коллективе, место в жизни и очень чувствительно реагирует на каждое слово, особенно на замечания в свой адрес.
Поэтому во время длительного плавания для личного состава были предусмотрены меры по снятию морально-психологической напряженности и поддержанию высокой работоспособности. Кстати, во время плавания на ракетоносце "К-116" отпраздновал свое 45-летие командир отряда Анатолий Сорокин. Участники того легендарного плавания вспоминают, что хорошую морально-психологическую разрядку подводникам дали мероприятия, связанные с ритуалом пересечения экватора: шуточные репризы и награждение каждого члена экипажа грамотой Нептуна — свидетельством с печатью командира, что моряк перебрался из Северного полушария в Южное на глубине 100-150 метров…
Самый опасный участок похода — пролив Дрейка. Чтобы подводные лодки благополучно его преодолели, в этот район заранее были направлены танкер "Дунай" и экспедиционное судно "Гавриил Сорычев", которые должны были выступать в роли лидеров-провожатых и обеспечивать безопасность, особенно от айсбергов. На "Гаврииле Сорычеве", кроме того, находился второй экипаж подводников на случай непредвиденных обстоятельств. Атомоходы должны были следовать под водой за сопровождающими на акустическом контакте.
Однако еще до подхода к проливу на "К-133" при замере было обнаружено резкое понижение температуры забортной воды. Гидролокатор не показывал цель, но экран при этом засвечивался. По опыту встреч с айсбергами моряки знали, что эти кочующие горы в результате постоянного торошения льда издают сильный шумовой фон, который засвечивает экраны индикаторов. Выбрав направление, где температура воды была выше, подводная лодка направилась на сближение с надводным кораблем, который был своеобразным "вожаком".
Тихий океан моряки прошли довольно спокойно; прекрасно сработали штурманы обоих экипажей: при подходе к точке назначения на Камчатке выяснилось, что ошибка была очень небольшой.
Успешное завершение беспрецедентного группового подводного похода советских атомоходов высоко оценило высшее руководство. Впервые после Великой Отечественной войны подводным лодкам присвоили гвардейское звание. "К-116" приняла флаг североморской лодки "К-22", а "К-133" — балтийской "Щ-303".
Всех членов экипажей атомных подлодок наградили орденами и медалями. Шесть человек, в том числе контр-адмирал Сорокин, капитан второго ранга Виноградов, капитан второго ранга Столяров, капитан второго ранга Морозов и капитан третьего ранга Самсонов, были удостоены званий Героя Советского Союза.
Что интересно, впоследствии передислокация АПЛ с Севера на Дальний Восток и обратно проходила только по Северному морскому пути. Проводить кругосветки флотское руководство больше не решалось.
Станислав Самсонов ушел из жизни 8 марта 2006 года и был похоронен на Аллее Героев городского кладбища "Кальфа" в Севастополе. А спустя два года после его смерти, 1 сентября 2008 года, на здании гимназии его родного города Рязани была установлена мемориальная доска. Память о нем жива, как и память о первой в мире подводной кругосветке.
Читайте также:
Александр Маринеско был самым скандальным…
7 апреля — черный день в истории подводного флота
Загадочная гибель подлодки Фисановича