7 апреля - черный день в истории подводного флота

Погибшие подводники: ненужные споры...

Сегодня, 7 апреля, в России отмечается День памяти погибших подводников. В этот день в 1989 году трагически погибла АПЛ "Комсомолец", затонувшая в Норвежском море. И, кажется, в отличие от всех других трагедий отечественного флота, именно только эта авария расследована до мелочей. Выводы комиссии опубликованы, но споры не утихают до сих пор.

Раньше об этом как-то не принято было говорить — вставлю сюда вошедшее в моду в последние годы словечко "толерантность". Ведь, если обвинить в гибели лодки гражданских, — это означает их обидеть. Если возложить все на военных — значит, обидеть их… Сложные чувства. Но прошло уже 26 лет, и, может, пора какие-то точки над i все-таки расставить, назвать какие-то вещи своими именами? Гибель "Комсомольца" на, простите, последнем издыхании могучего СССР, как считают многие историки самых разных взглядов, гибель могучей страны никак не ускорила — Советский Союз и так бы почил в бозе.

Об атомной подводной лодке "Комсомолец", затонувшей 26 лет назад, 7 апреля 1989 года, написано много. Не раз писала о ней и Правда. Ру, поэтому останавливаться на истории корабля подробно сегодня мы не будем. Тогда, в 1989-м, никто и представить себе не мог, что самый титулованный из мировых подводных кораблей, почетный член всех книг о мировых рекордах погибнет…

Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй. Седьмого августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд по глубине погружения среди подлодок — 1027 метров. Советская АПЛ "Комсомолец", которая погрузилась на эту глубину, недолго прослужит флоту — через четыре года после этого рекорда она погибнет в Норвежском море. Рекорд, установленный "Комсомольцем", не побит до сих пор.

Суперчудо могучей советской "оборонки", атомная подводная лодка по имени "Комсомолец", субмарина новейшего третьего поколения, единственная (первая и последняя) подлодка проекта 685 "Плавник", до сих пор лежит на дне Норвежского моря, в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий, на глубине 1600 метров. 42 члена экипажа погибли. Погибло 42 человека, спаслось 27. День гибели подлодки "Комсомолец" и считается в России Днем памяти погибших подводников…

Читайте подробнее: Рекорд советской АПЛ так и не побит

В Северодвинске, где строилась лодка, уже на 40-й день ее гибели был возведен гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита, привезенный членами первого экипажа лодки из мест ее берегового базирования в Мурманской области. Именно к нему, к этому Скорбному камню, приходят 7 апреля российские подводники почтить память всех своих погибших в море коллег…

Когда-то ожидалось, что точку над "i" после гибели "Комсомольца" поставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь сообщение: "…Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования". О гибели этой подлодки написаны книги, многочисленные статьи, но вот четко никто из авторов так и не называет — кто конкретно виновен? А может, уже и не нужно называть?

Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. И, увы, началась информационная война между военными и промышленностью! Распался Советский Союз, уже и новая Россия вышла из горбачевских или ельцинских "непоняток", уже и новый флот у нас появляется, а некая недоговоренность между военными и гражданскими подводниками все продолжается. Не берусь ничего утверждать однозначно насчет "кто виноват?", но сам факт озвучивания ситуации уже подталкивает к решению вопроса "что делать?" Необходимо поставить точку, но учесть опыт на будущее!

Оценка причин катастрофы в различных источниках до сих пор значительно разнится — руководство ВМФ вовсю чаще всего обвиняло в несовершенстве лодки именно конструкторов и судостроителей, а те, в свою очередь, заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Как все было на самом деле, мы уже, наверное, не узнаем…

Как свидетельствуют документы, уже при сдаче лодки моряками выявились серьезные недочеты, например, в первом же погружении просто-напросто "потеряли" всплывающую спасательную камеру — ее оторвало напором воды. Пришлось искать камеру на дне, поднимать, переделывать, так же поступили с подобными устройствами на других лодках. Несчастливая примета, прямо скажем… Гражданские же инженеры-корабелы, которые строили лодку, не раз утверждали, что имели место неправильные действия экипажа.

Военные парировали десятками аргументов. Например, при пожаре в кормовом отсеке лопнула перемычка воздуха высокого давления. Представляете себе сочетание — воздух под бешеным давлением и огонь? Это кислородный конвертор. И, по мнению многих членов комиссии — кстати, и военных, и гражданских — в этих условиях могло иметь место возгорание прочного корпуса лодки, сделанного из титана.

Кому из конструкторов пришло в голову поставить перемычку ВВД именно рядом с прочным титановым корпусом? Хотя, если разобраться, на других лодках, чьи корпуса были сделаны чаще всего из негорючей спецстали ОХ18Н10Т, перемычки стоят именно на верхних палубах отсеков, то есть в непосредственно близости от прочного корпуса.

Официально озвученная версия: в результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Субмарина сгорела… под водой! Ну кто ж мог себе представить, что такое может случиться на "Комсомольце"? А вот случилось…

Автору этих строк довелось быть знакомым с капитаном 1-го ранга Юрием Зеленским — именно он командовал "Комсомольцем" во время того исторического глубоководного погружения на предельную глубину в 1027 метров. Юрий Александрович рассказывал о рекордном погружении не часто, но кое-какие подробности все-таки довелось от него услышать.

Читайте также: Тайна "Комсомольца" не раскрыта?

Например, о том, что на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы специальными болванками. Ранее на такой глубине никто не стрелял. Когда лодка достигла предельной глубины, в седьмом отсеке раздался… выстрел! С таким звуком сорвало головку одного из болтов — давление воды на километровой глубине было таким огромным, что болт был словно разрезан ножницами. Двери некоторых кают и рубок заклинило, ведь под давлением воды обжало прочный корпус лодки.

Много мне когда-то рассказал бывший командир "Комсомольца". Но когда речь заходила до того самого вопроса — "Кто виноват?", командир вдруг замолкал и категорически отказывался продолжать разговор!

Не будем приводить все подробности этой настоящей перепалки в советской и зарубежной прессе, чтобы не оскорблять память павших. Но это было — на исходе гибели великой империи моряки и корабелы вдруг резко заспорили, кто из них больше виноват в катастрофе. Собственно, споры не прекращены до сих пор! Давайте уже прекращайте… И давайте лучше помолчим минуту — лучшего для почтения памяти погибших еще никто не придумал.

Дата гибели АПЛ "Комсомолец" провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца сражался за Отечество, и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью…

Читайте также: Вспомнить погибших, благословляя живых

Лодка в свое время служила не столько боевой единицей, сколько своеобразной базой для экспериментов в области глубоких погружений. Хотя наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась и для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении наших стратегических подводных лодок от, как тогда говорили, вероятного противника.

Кстати, АПЛ К-278 носила имя "Комсомолец" лишь несколько месяцев — это имя было присвоено ей в октябре 1988 года, а 7 апреля года следующего она погибла… День памяти погибших подводников — событие скорбное… Но именно поэтому нельзя не рассказать о современном состоянии подводного флота РФ. Все без исключения подводники, с которыми довелось общаться при подготовке этого материала, в один голос признают: наш подводный флот уже возродился, он уже один из самых сильных в мире, один из самых безаварийных и перспективных.

Военно-морской флот России получит до конца 2020 года 24 подводные лодки. Кроме того, в России, в отличие от большинства стран, имеющих подводный флот, отлично налажен процесс межпоходового и капитального ремонта подлодок, в первую очередь стратегических…

И это — самый лучший памятник в честь погибших подводников!

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить