Триумфальный "прыжок" через Северный полюс

Рано утром 18 июня 1937 года экипаж самолета АНТ-25, в который входили Герои Советского Союза Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков, начал беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки, успешно завершив его 20 июня приземлением на аэродроме города Ванкувер.

Это сейчас трансокеанские перелеты уже привычны. А тогда, в 30-х, они были примерно как для нас сейчас полет, скажем, на Марс… Мысль о перелете через Северный полюс пришла троим знаменитым советским летчикам после совершения дальнего перелета в 1936 году на остров Удд, после которого им, собственно, и присвоили звания Героев Советского Союза.

Весной 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков пишут письма с просьбой о разрешении перелета в США на имя наркома обороны Ворошилова, а затем и на имя самого товарища Сталина. В общем-то, получить разрешение на этот перелет стало возможным лишь после организации дрейфующей станции "Северный полюс-1", которая могла поддерживать с самолетом радиосвязь и передавать на его борт метеосводки.

Читайте также: Девушки-летчицы: Марина Раскова

Станция начала работу 21 мая 1937 года, а 25 мая чкаловский экипаж был вызван в Кремль для доклада о плане перелета и после этого получил разрешение на подготовку к нему. 18 июня рано утром Валерий Чкалов поднимает тяжело нагруженный АНТ-25 с бетонной дорожки Щелковского аэродрома, и самолет берет курс на север.

Конечно, самолет был тяжело нагружен в первую очередь топливом. А вот продуктов было взято меньше половины от запланированного, всего 115 килограммов. Такое количество еды предназначалось, конечно, не только для питания во время полета — это был аварийный запас на случай вынужденной посадки. Было также взято гораздо меньше кислорода, содержавшегося в тяжеленных баллонах.

Немало тревожных минут доставили поломки и сбои в работе двигателя: то текло масло из трубки маслопровода, то замерзала вода в системе охлаждения… Но самой опасной неприятностью было, конечно, обледенение самолета, его крыльев и винта. Это уже грозило катастрофой, аварией. Чтобы избежать обледенения, приходилось подниматься над облаками на высоту 4000-6000 метров. А там трудно было дышать, не хватало кислорода.

Троица героических летчиков не ожидала, что облачность, циклоны и другие погодные неприятности будут преследовать их на протяжении почти всего пути. Запас кислорода на борту самолета был ограничен, к концу пути его почти не оставалось. Много времени, сил, и топлива было затрачено на обход циклонов.

Пролетев над Канадским побережьем Ледовитого океана, летчики выбрались в район северо-запада Америки. В намеченный пункт, Сан-Франциско, долететь не удалось, поскольку, по понятным причинам, кончалось топливо. Летчики выбрали приемлемое место посадки поближе. 20 июня после 63 часов изматывающего полета самолет АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в городе Ванкувер. Протяженность перелета составила 8504 километра.

Читайте также: Северный полюс штурмовали всем СССР

Представьте себе, так сказать, политический эффект от этого полета. СССР, пожалуй, впервые, блеснул своей авиационной техникой, "перепрыгнув" через Северный полюс. Тысячи граждан США пришли на аэродром встречать и поздравлять советских летчиков с окончанием перелета. В кадрах кинохроники тех лет есть такой эпизод: по улицам американского города едет кортеж наших летчиков, и их приветствует ликующая толпа. Примерно такие же кадры припоминаются во время триумфальных поездок по всему миру нашего первого космонавта Юрия Гагарина.

Героический экипаж наших летчиков был принят президентом США Франклином Рузвельтом. Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников по перелету, но и всей советской авиации. Всему миру был продемонстрирован возросший уровень советской техники, и, в частности, самолетостроения.

За осуществление этого перелета Валерий Чкалов и члены его экипажа были награждены орденами Красного Знамени, поскольку звания Героев Советского Союза они получили раньше.

Да, конечно, экипажу Чкалова не удалось долететь до первоначально намеченной цели — до Сан-Франциско, из-за недостатка топлива самолету пришлось приземлиться раньше. Экипаж установил национальный рекорд дальности полета по прямой, но мировой рекорд побить не удалось…

Читайте также: Крутое пике: из летчика в Чингачгука

Зато это сделал стартовавший вслед за Чкаловым экипаж М. М. Громова, в который, кроме него, входили второй пилот А. Б. Юмашев и штурман С. А. Данилин.

12 июля 1937 года летчики отправились в полет по тому же маршруту, что и Чкалов, но тут повезло с погодой, и им удалось преодолеть практически за то же время 62 часа 17 минут значительно большее расстояние — 11 500 километров, а по прямой — 10 148 километров. Мировой рекорд дальности был побит! Это был еще один триумф советской авиации.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе