Каталонец Раймунд Луллий – философ, поэт и теолог

Великие мистики в реалиях: Раймунд Луллий

Каталонец Раймунд Луллий — философ, поэт и теолог. Основатель западноевропейской ориенталистики. Католичество незнакомо с феноменом юродства, но Луллий был едва ли не единственным юродивым на Западе. Он оставил глубокий след в философии, богословии, логике, педагогике и литературе.

Рамон Льюль (Ramon Llull) или же Раймунд Луллий (Raimundus Lullus), более привычная латинизированная форма его имени, родился в 1232 году в Пальма де Майорка, которую незадолго до его рождения была отвоевана у арабов (1229 год). Его отец был рыцарем из Каталонии. Рамон был знатен, богат, пользовался покровительством сильных мира сего, свою молодость провел в кутежах при дворе Якова I Завоевателя, короля Арагонского. В более зрелые годы был сенешалем при дворе короля и наставником инфанта, будущего короля Якова II (Жауме Второй — Jaume II de Mallorca). По одной из многочисленных легенд, до своего обращения Льюль, преследуя прекрасную незнакомку, въехал на коне в церковь.

Женился он в 1257 году. Его супруга Бланка родила ему двоих детей. В 1263 году, сочиняя любовное стихотворение, посвященное замужней женщине, у 30-летнего Рамона, по его собственному признанию, пять раз было видение распятого Христа. Он оставил придворную жизнь и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь. Сам Рамон никогда не вступал ни в монашество, ни в священство.

Свой уход он описал в 12-й главке своей мистической "Книги о Любящем и Возлюбленном" (Llibre d'amic e amat): "'Обезумевший от любви, почему перестаешь ты быть самим собой, пренебрегаешь деньгами, отказываешься от соблазнов этого мира и живешь, окруженный всеобщим презрением?' Ответил Любящий: 'Дабы заслужить заслуги моего Возлюбленного, который людьми скорее незаслуженно нелюбим, чем любим и оценен по заслугам'". Исследователи относят эту книгу, в которой он преодолел разлад между философом и поэтом, к раннему периоду творчества Льюля. Возможно, она была написана в 1276 году. "Любящий" в поэме Льюля — это набожный христианин, а "Возлюбленный" — это Господь.

Отказавшись от семьи, имущества и светской жизни, Льюль совершил паломничество в Рокамадур и в Сантьяго де Компостелу и намеревался отправиться в Париж для получения глубокого теологического образования. Однако последовал совету высоко чтимого им Раймунда де Пеньяфорт, который рекомендовал Льюлю заняться миссионерской деятельностью на Майорке, население которой в то время в основном было мусульманским. На острове Рамон изучал арабский и еврейский языки, восточную (особенно, суфийскую) мудрость. Эти знания были необходимы для полемики с неверными.

В жизни Льюля произошло столкновение с рабом-мавром, который обучал его арабскому языку. Когда ученик во время процесса обучения стал яростно поносить ислам, раб бросился на него с ножом, что едва не стоило Льюлю жизни. Посаженный в тюрьму раб покончил самоубийством. На Рамона это произвело очень сильное впечатление, нашедшее отражение в его творчестве. Льюль неоднократно вспоминал об этом инциденте в своих произведениях, носящих автобиографический характер.

При поддержке своего коронованного покровителя Жауме II, Льюль основал на Майорке, в Мирамаре, первую в Европе школу иностранных языков, в которой монахи изучали арабский, древнееврейский и халдейский (староцерковный сирийский) языки. Как пишет современный исследователь В. Е. Багно: "Важнейшей задачей Запада он (Льюль) считал также обращение в христианство татар, незадолго до его рождения разоривших Киевскую Русь и представлявших серьезную угрозу для христианской цивилизации. Задача эта, с его точки зрения, была относительно легко достижимой, поскольку речь шла в ту пору еще о язычниках, куда менее стойких в своей вере, чем мусульмане и иудеи".

В написанной на арабском языке "Книге о язычнике и трех мудрецах" Льюль рассказывает, как язычник, выслушав аргументы иудея, мусульманина и христианина, выбирает католичество. В реальности, как мы знаем, верхушка хазарского каганата исповедовала иудаизм, татары отдали предпочтение исламу, а русские последовали византийскому образцу.

РамонЛьюльисампроявлялколебаниямеждукатолическимиорденами,междудоминиканцамиифранцисканцами. У негоне сложились отношения с авторитетами Доминиканского ордена, которые могли бы оказать поддержку его миссионерским планам. Доминиканцы не могли не одобрить обвинения Льюля против альбигойцев и трубадуров, его страстную полемику с аверроэсцами, возобладавшими в Сорбонне. Для католических ортодоксов оказались неприемлемыми глубокие познания Льюля в арабской философии и логике, знание мистики суфиев и каббалистической премудрости. Доминиканцы напрямую обвиняли Луллия в ереси.

"Францисканцы, напротив, доказывали, что по своему содержанию идеи Льюля аналогичны идеям других христианских мыслителей, — отмечает В. Е. Багно в статье "Трубадур Христа", посвященной жизни и творчеству Рамона Льюля. — Тем самым становится ясно, что странной и неприемлемой представлялась современникам именно форма".

В "Путеводителе инквизиторов" (1358) Н. Эймерих выдвинул обвинение Льюля в ереси на том основании, что Рамон Льюль был некрепок в вере и поэтому не столько обращал неверных, сколько сам проникался их тлетворным влиянием, делающим его сочинения неприемлемыми для правоверных католиков.

"В общественном поведении Рамона-безумца (Ramon lo foll), как сам он любил себя называть, есть элемент юродства, — свидетельствует В. Е. Багно. — Это тем более знаменательно, что католическая Европа не знала юродства как социального явления. Не исключено, что для Льюля (как и для древнерусских юродивых) имел в этом смысле значение опыт мусульманских дервишей, с которыми его, несомненно, сводила судьба во время его миссионерских блужданий".

Рамон Льюль сам много способствовал появлению легенд о себе. Хотя точно установлено, что он никогда не был монахом и священником, а также алхимиком. Именно так называется неоконченная поэма Алексея Константиновича Толстого, посвященная Люллию.

Современные исследователи утверждают, что нам практически ничего неизвестно об обстоятельствах смерти 84-летнего Рамона Льюля, которая, как принято считать, наступила в начале 1316 года, по пути из Туниса на Майорку. Согласно легенде, арабы-мусульмане, возмущенные нападками миссионера на ислам, забросали его камнями. Находившиеся в Тунисе генуэзцы, среди которых был предок Колумба, доставили тело Льюля на Майорку, где с почестями похоронили в монастыре Святого Франциска — Sant Francesc.

Раймунду Луллию приписывают создание более трехсот сочинений (на каталанском языке, на латыни и на арабском). "Как философ он стал создателем Ars Magna - "машины истины", "логической машины" — грандиозного свода знаний средневекового человека, суть которого сводилась к тому, чтобы, комбинируя в определенном порядке четко установленные основополагающие понятия, прийти, с помощью хитроумно разработанных таблиц, фигур и вращающихся кругов, к очевидным для всех теологическим и философским истинам", — пишет Багно. Льюль создал цельную философскую систему, традиции которой продолжали Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанский, Джордано Бруно и Гегель.

Многочисленным попыткам канонизации Рамона противодействовали богословы, отрицавшие учение о непорочном зачатии Богородицы, горячим провозвестником которого был Льюль, поэтому он формально даже не беатифицирован. Луллия почитают как святого на литургиях францисканцы.

Имя Луллия упоминается в выдающихся произведениях мировой литературы: "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта, "Гаспар из тьмы" французского романтика А. Бертрана, в произведениях Х. Л. Борхеса и Умберто Эко.

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":

Великие мистики в реалиях: доктор Фауст

Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус

Великие мистики в реальности: Сен-Жермен

Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский

Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй

Великие мистики в реальности: Калиостро

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить