Он позволял себе плевать на признанные авторитеты, купался в обожании светских красавиц, прожигал жизнь напропалую и… остро тосковал по милой деревне. Это все — про Сергея Есенина, которому сегодня исполнилось бы 115 лет. Вокруг фигуры великого поэта до сих пор немало загадок и тайн. В том числе и страшный его уход из жизни в отеле "Англетер"…
3 октября (по старому стилю 21 сентября) исполняется 115 лет со дня рождения "последнего поэта деревни", как сам себя называл Сергей Есенин. Он действительно уже появился на свет поэтом, а рязанское село Константиново сформировало характер, религиозные убеждения и взгляды на всю оставшуюся жизнь. И в каких бы городах, и на каких бы великосветских мероприятиях Есенин потом не блистал (а ему довелось читать свои стихи и перед императрицей Марией Федоровной), деревня в нем так и осталась основным началом. Взгляд Сергея на жизнь — это упрямый и настороженный, слегка насмешливый, в чем-то ограниченный, в чем-то бескрайне широкий взгляд русского крестьянина.
Когда молодой Есенин — уже признанный на родине талант, с публикациями и благословением учителей, прибыл в Петербург, то пришел не на пустое место (как он кокетливо потом рассказывал и писал), а четко понимая, как ему нужно себя вести и что от него ждут литературные круги.
Николай Клюев, основатель собственного кружка "новокрестьянской" поэзии, сразу угадал в талантливом златовласом выходце из провинции дарование, подходящее под его программу выступлений, и заботливо принял юношу под крыло. Живи Николай Клюев сегодня, он бы стал потрясающим пиарщиком или продюсером.
Читайте также: Наследство знаменитостей "делят" всей страной
В начале XX века интерес среди творческой интеллигенции к деревне возрос стократно. И Клюев, сам имеющий крестьянские корни, прекрасно понимал, что поразит публику, собирающуюся на поэтические вечера. Он и Есенин, в крестьянских идеально стилизованных рубахах, подпоясанные кушаками (а иногда и в лаптях), с волосами, приглаженными салом, читали со сцены стихи о деревне, о русской тоске — с обязательными березками, лошадками, просторами и крестьянскими избами.
Сам Клюев напоминал этакого Микулу Селяниновича, а молоденький, с золотыми кудрями Есенин — пастушка Леля. Они оба словно сошли с лубка, показывая петербургской публике именно такую деревню, которую та хотела видеть: картинную, былинную, сказочную. А внешность и стихи Есенина были квинтэссенцией этой вымышленной деревни. Успех был грандиозный. О "крестьянских" поэтах говорили везде. Дамы плакали от восторга при виде золотых кудрей Сергея, а маститые поэты одобрительно хлопали народное дарование по плечу.
Но Клюев, в свободное от выступлений время сидел у себя в роскошных гостиничных апартаментах, читая в подлиннике зарубежных авторов, а Есенин осваивал ночную жизнь Северной столицы. Николай всегда неодобрительно относился к своеволию своего молодого соратника, который вместо рассуждений о предназначении России предпочитал развлекаться напропалую. Неудивительно, что творческий дуэт вскоре распался, причем Клюев резко осуждал своего бывшего протеже.
С Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем Есенин создал новое направление в поэзии — имажинизм, в основе которого лежало понимание основной цели творчества, как создания образа. Но поэзия Есенина неподходиланиподкакиелитературоведческие рамки. Поэт стремительно взрослел, и так же стремительно менялись его стихи. Неизменным оставалось только одно — горькая нежность к деревне. Он скучал по ней — по детству, по надеждам. Хотя, на тот момент у Сергея было уже все, о чем только может мечтать любой стремящийся к успеху поэт.
Слава, признание, успех у женщин, постоянные попойки — все это постепенно превращало Есенина из крестьянского здорового парня в истеричного и капризного прожигателя жизни. Завышенные похвалы и преклонение поклонниц заставляли поверить в собственную гениальность. Есенин считал себя не только "последним поэтом деревни", но и первым поэтом России. Он не любил Маяковского — боялся, что тот отобьет у него слушателей и признание. Кричал, когда видел газетные статьи о Маяковском: "Я умру под забором, на котором будут расклеены афиши с объявлением о вечере Маяковского!". Дружба с Мариенгофом также закончилась полным разрывом.
Как ни странно, только меткая и едкая Зинаида Гиппиус, которая не любила ни самого Есенина, ни его стихи, угадала слабое место поэта — раннюю славу. И предрекла, что именно "медные трубы" и погубят этого "херувима". Есенин на предостережение "Гиппиусихи" никакого внимания не обратил. Он вообще относился к представителям символизма, особенно старшим, без малейшего уважения. Сергей был уверен, что сам прекрасно знает, что такое творчество, и как должен жить настоящий поэт. Уважал из представителей старшего поколения Сергей Есенин только Блока. Уважал, но слегка свысока, снисходительно.
В послереволюционной России слава Есенина возросла стократно. Его тема, его происхождение, его веселые и пьяные призывы к переменам и новой дороге России пришлись настолько в тему, что Есенин превратился в кумира миллионов. Его даже - неслыханное дело — отпустили с Айседорой Дункан в Америку.
Но сам поэт понимал, что его стихи становятся ненужными, несоответствующими новым темам. Дорогая его сердцу Россия деревянных изб, березок и полей, уходила в прошлое, а впереди маячила электрификация всей страны и светлое будущее, перед которым Есенин терялся. Он пытался соответствовать — писал бравурные стихи, обратился к теме Пугачева. Но чувствовал что это — не его, чужое, ненужное, противное душе и таланту.
Читайте также: Несбывшаяся мечта Сергея Бондарчука
Как Есенин пил, скандалил, бросал женщин и плакал, написано очень много. И так же много написано о его смерти. Самоубийство в гостинице вскоре после третьей, последней свадьбы на Асе Толстой, правнучке князей. Посреди признания, всероссийской славы, расцвета жизни и творчества. Несколько гипотез — разочарование в новых идеалах времени, неприятие идеологии СССР, алкоголизм и прочее в том же духе. Наиболее популярная в последнее время версия — убийство Есенина агентами КГБ и инсценировка самоубийства.
Всё - предположения. Единственное, что достоверно — стихи. Стихи человека, который любил жизнь, любил смеяться и ругаться, любил выпить и побушевать с друзьями, любил животных и терпеть не мог некоторых людей, которому нравились женщины, и нравилось их поклонение, и который однажды посмотрел в зеркало и вместо златовласого деревенского паренька увидел черного, черного человека.
Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"