Несбывшаяся мечта Сергея Бондарчука

В истории кино есть фигуры, которые не просто оказали влияние на развитие этого искусства, но и переросли узкие рамки одной сферы, став материалом, из коего и складывается портрет эпохи. В российском кино такой личностью был, есть и будет Сергей Федорович Бондарчук. 25 сентября 2010 года ему исполнилось бы 90 лет.

Некоторым людям судьба дает шанс реализовать весь свой потенциал и совершить столько, что хватило бы на десяток жизней. Это вообще было характерно для военного поколения — прошли фронт, пережили голод и репрессии и при этом смогли создать такие культурные ценности, которыми мы живем и сегодня.

Самый молодой народный артист СССР, режиссер самого масштабного фильма по самому масштабному произведению русской литературы, актер, солдат — Сергей Бондарчук снимал так же, как и жил. С размахом. Он сразу нащупал верный ритм своего времени — когда человек воспринимался как борец, а жизнь — как вызов.

К своему призванию Бондарчук шел недолго, но путем извилистым. Сын председателя колхоза, родился и вырос будущий постановщик эпопей в 1920 году в селе Белозерка Херсонской области. Сразу после школы пошел против воли отца — не в инженеры, а в артисты. Отец, человек волевой, много лет занимающий руководящую должность, уступил сыну — настолько твердо тот стоял на своем.

И вот Сергей и его друг прибыли в Москву. Подали документы в театральное училище при Театре Революции. Пока ждали начала экзаменов, ночевали на вокзале. И вдруг, перед самыми экзаменами Сергей едва ли не первый и последний раз ощутил неуверенность в собственных силах. Он забрал документы и уехал обратно. Возможно, собирался помириться с отцом и пойти в инженеры.

Но, пока поезд вез его через поля, Сергей имел возможность хорошо обдумать свой поступок, а, главное, представить реакцию отца, который, после такого "дезертирства" и вовсе перестанет уважать наследника. Поэтому Сергей вылез из поезда в Ростове-на-Дону, явился в местное театральное училище и проявил свою характерную твердость — хотя прослушивание давно прошло, добился того, чтобы его прослушали вне экзаменов и приняли в училище.

Читайте также: Неразгаданные тайны "королевы детектива"

Но артистическую карьеру прервала Великая Отечественная война, унесшая жизни миллионов русских людей. Она произвела на молодого актера неизгладимое впечатление. Чтобы так снимать войну, как снимал ее Бондарчук, ее надо было пережить. Он пережил — и вернулся в 1946 году к актерской карьере. Правда, уже в Москве, поступив сразу на третий курс ВГИКА.

Фото: AP

Первым актерским успехом Бондарчука стала роль в "Молодой гвардии". Этот хит советского кинематографа имел оглушительный успех. Все молодые актеры, задействованные в нем прославились и в дальнейшем составили звездную плеяду советского кинематографа. На съемках этого фильма в жизни Бондарчука произошло и другое значимое событие — знакомство с молодой актрисой Ириной Макаровой и женитьба на ней. Вскоре у них родилась дочь Наталья, которая продолжила дело отца и сегодня известна как актриса и успешный режиссер.

Однако брак двух молодых актеров продлился недолго. В 1955 году Бондарчук познакомился с другой красавицей-актрисой, Ириной Скобцевой. Встреча их произошла очень романтично — режиссер попал на выставку работа художника Василия Ефанова, где среди работ его привлек портрет очень красивой и молодой девушки. Режиссер долго не мог оторваться от картины, а когда обернулся, то увидел эту девушку вживую. Знакомство продолжилось на съемках фильма "Отелло", где Бондарчук играл главного героя. Вскоре они поженились и прожили вместе 35 лет.

Сергей Бондарчук снял самый дорогостоящий фильм отечественного кинематографа — "Война и Мир", на который было потрачено около 56 миллионов советских рублей. Этот фильм по праву считается лучшей из существующих экранизаций романа Льва Толстого. А первая серия вошла в книгу рекордов Гиннеса — в батальных сценах одновременно было задействовано 120 тысяч человек.

Всем известны его картины "Они сражались за родину", "Ватерлоо" и — один из наиболее человечных и проникновенных фильмов советской эпохи "Судьба человека", по одноименному рассказу Шолохова. Экранизировать книги — это непросто. Но переводить на язык кино такие гениальные тексты, как "Война и Мир" и "Судьба человека" — задача, с которой кроме Сергея Бондарчука никто не справился и вряд ли справится.

Кстати, несбывшейся мечтой режиссера была экранизация другого произведения из золотого фонда мировой литературы — "Божественной Комедии" Данте. И он бы смог! Но не сложилось. И теперь гениальному творению Данте остается только ждать, когда появится режиссер, способный воплощать на экране поистине титанические образы, которые в то же время будут проникнуты человеческой добротой и искренностью.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Последние материалы