Наследство знаменитостей "делят" всей страной

Советская балерина дворянского происхождения, трогательная Ассоль и яркая Жанна, обладательница множества орденов и медалей, превратившая балет в искусство откровения, Ольга Васильевна Лепешинская родилась 28 сентября 1916 года. Она прожила долгую жизнь, в которой было все — и успех, и слава, и любовь мужчин, и уважение самого Сталина. А вот смерть артистки оказалась связана со скандалом, не имеющим никакого отношения к ее таланту.

Балерине сложнее остаться в памяти людей, чем актрисе кино, известному писателю или художнику. Фильм покажут по телевидению, картину можно поместить в музей, произведения классиков литературы вообще нетленны… А как сохранить очарование танца? Ведь непосредственное впечатление от грации и пластики живет в человеческой душе недолго.

Редкие кадры черно-белой съемки и немногочисленные фотографии — вот и все, что осталось от искрометных партий Лепешинской. Гораздо большее наследие составляют ее ученики — ведь любимая балерина Сталина была талантливым педагогом. Она преподавала в труппах по всей Европе, готовила балерин для ведущих театров мира. Детей у Лепешинской не было — она не хотела терять ни одной минуты, которую можно провести на сцене. Карьера балерины и так очень недолгая.

С творческими людьми такое вообще часто бывает — в молодости искусство кажется важнее семьи, но приходит старость и приносит с собой одиночество. Вот и Лепешинская, которая в свое время блистала на весь мир и покоряла одним взмахом ресниц мужские сердца (была официально замужем три раза), состарившись, осталась одна — без поклонников и преданных учеников.

Когда прима Большого театра доживала последние годы, пресса ее вниманием не баловала. Редкие публикации к юбилеям, да и то не во всех источниках. Вспомнили имя балерины, красотой и грацией которой когда-то восхищались ведущие критики, только после смерти. Правда, не потому, что все вдруг оценили, какой вклад в искусство балета внесла Лепешинская (только канал "Культура" показал отрывочные видеозаписи). Звезда советского балета стала вновь известной из-за скандала с ее наследством, которое оценивалось в целое состояние.

Читайте также: Несбывшаяся мечта Сергея Бондарчука

Фото: AP

Конечно, баснословной богачкой, утопающей в деньгах, Лепешинская не была. Ее имущество составляла, в основном, недвижимость и ценные предметы искусства: шедевры живописи, антикварная мебель и, конечно же, драгоценности, которые балерина получала от мужей, поклонников или приобрела сама. Тогда в прессе был громкий скандал — бизнесмен, который странным образом незадолго до кончины великой балерины оказался самым близким к ней человеком, стал единственным официальным наследником престарелой звезды советского балета.

И, разумеется, никто больше не видел ни бриллиантов, ни прочихценностей Лепешинской, а многие личные вещи "друг и опекун" балерины попросту отправил на помойку. Не лучшим образом повели себя и представители организаций от культуры — говорили о роскошном наследстве и ругали бизнесмена, а выделить средства на памятник не сочли нужным.

Конечно, многих разозлила наглость этого "постороннего" человека, намекали даже на то, что он слишком поторопился с кремацией старой женщины, но разве драгоценности — главное наследие Лепешинской? Расследование темных махинаций — дело прокуратуры. А вот постараться увековечить память одной из немногих отечественных балерин, которые своим талантом внесли вклад в искусство мирового балета — это как раз и должно было стать первоочередной задачей тех, кто рьяно возмущался действиями наследника.

Возмущался, но ничего не сделал при жизни балерины, оставив ее один на один с "человеком из ниоткуда". Почему-то скандал разразился после смерти, а не до. А ведь если бы пресса вмешалась в судьбу Лепешинской, когда та была жива, или ее коллеги из Большого театра своевременно забили бы тревогу — возможно, все обернулось бы по-другому.

Даже вокруг обыкновенных одиноких, предоставленных себе стариков нередко обретаются недобропорядочные люди, что уж говорить об известных людях. Сходная ситуация была и с наследством Людмилы Зыкиной. Эта певица, голос которой в течение многих лет являлся едва ли не символом СССР, к старости также осталась одинокой.

Про музыкальный дар Зыкиной как-то сразу забыли, а вот про ее драгоценности вспомнили все. И центральные телеканалы с придыханием следили за тем, как наследники из ближайшего окружения проводят дележ, оправдываются, ругаются и разводят руками. Куда лучше было бы, если бы это эфирное время отвели для трансляции концертов Зыкиной или документальных фильмов о ней.

Сейчас у всех на слуху история, связанная с имуществом известной дрессировщицы Натальи Дуровой. Единственный сын, с которым у Дуровой были натянутые отношения, преждевременно скончался при странных обстоятельствах. И теперь из-за драгоценностей и недвижимости продолжательницы цирковой традиции семьи Дуровых спорят брат покойной дрессировщицы Юрий Дуров, нынешний директор театра зверей, и одна из гражданских жен ее сына, которая старается для своей дочери — внучки, пусть и незаконной, великой артистки.

Кто прав, кто нет — дело темное. Но когда делят наследство простых граждан, то склоки и скандалы, как правило, не выходят за рамки одной семьи. А вот когда растаскивается наследство известных людей, то подробности дележа становятся всеобщим достоянием. И светлое имя покойных, которые заслуживают после смерти только безграничного уважения и почитания, нередко бывает запятнано.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить