Cлавянка на бразильском "троне"

Президентом крупнейшей латиноамериканской страны, Бразилии, стала Дилма Руссефф, ставленница Лулы да Силва, действующего главы государства. Согласно данным Верховного избирательного трибунала Бразилии, Руссефф на выборах 31 октября получила 56 процентов избирателей. Ее соперник, лидер правоцентристской Социал-демократической партии Жозе Серра заручился поддержкой 44 процентов бразильцев.

Данный исход представляется примечательным сразу с нескольких точек зрения. До сих пор ни одной женщине не удавалось встать во главе Бразилии. А тут политики прекрасного пола пользовались широкой популярностью. Так, в первом туре выборов, прошедшем 3 октября, Руссефф набрала 47 процентов. Еще 20 получила лидер Партии "зеленых" Марина Силва. В общем, полный женский триумф.

Впрочем, объяснять успех Руссефф исключительно ее половой принадлежностью было бы большой ошибкой. Куда большую роль играло то, что ее поддержал уходящий президент Луис Инасио Лула да Силва, которому конституция запрещает баллотироваться на третий срок. "Она будет заботиться о стране с вниманием, нежностью и строгостью матери", — говорил Лула о своей преемнице.

Лула, правивший Бразилией с 2002 года, пользуется в этом государстве непререкаемым авторитетом. Внутри страны он мог похвастаться внушительным экономическим ростом и существенным сокращением числа бедных. А на международной арене — тем, что Бразилия превратилась в важного игрока, претендующего не только на лидерство в Латинской Америке, но и на участие в решении таких глобальных вопросов, как ядерная программа Ирана. В итоги бразильцы согласились с выбором Лулы.

В то же время биография самой Дилмы (бразильцы предпочитают называть ее по имени) говорит о том, что считать ее чистой креатурой Лулы нельзя. Она родилась в семье эмигрировавшего в Бразилию болгарского коммуниста и дочери богатого землевладельца. Еще в молодости вступила в левую Рабочую партию, боровшуюся в 60-70-е годы против военной диктатуры. В 1970 году Дилму, разрабатывавшую вместе с другими подпольщиками планы ограбления банков, арестовали. Только спустя три года она вышла на свободу.

Читайте также: Славянка метит в кресло президента Бразилии

В 1985 году диктатура в Бразилии пала и карьера Руссефф пошла в гору. Сначала она перебывала на различных должностях в родном штате Риу-Гранди-ду-Сул, а затем постепенно превратилась в политика национального масштаба. Дилма успела побывать министром энергетики и главой администрации президента, где проявила себя как жесткий ответственный чиновник, не запятнанный, в отличие от многих, в коррупции.

Фото: AP

Дилма никогда не была публичным политиком. Но, как оказалось, сегодня даже в Латинской Америке, где любят ярких ораторов, зачастую больше востребованы не пламенные трибуны, а люди дела.

Причины успеха Дилмы Руссефф и возможное развитие Бразилии в годы ее президентства проанализировал в интервью "Правде.Ру" заместитель директора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов.

"Ключевой момент в ее успехе — это то, что на нее сделал ставку сам Лула, который уже неофициально признан лучшим президентом страны за всю ее историю. Казалось бы, кризис продолжается. Дела того же Запада идут неважно. А у Бразилии — наоборот. Год еще не закончился, а она уже показала рост по сравнению с 2009 годом на 7,5 процентов. Назовите еще одну такую страну, которая бы сейчас добилась таких успехов.

Для Бразилии победа Дилмы Руссефф означает то, что страна по достоинству оценила заслуги Лулы как президента, пользующегося доверием 80 процентов граждан страны. Новый президент намерена сохранить преемственность власти и стабильность взятого при нем курса.

Взять хотя бы то, что Лула вывел из нищеты 30 млн бразильцев и заметно усилил средний класс. Когда он приходил к власти восемь лет назад, он был малоизвестным в мире политиком. Однако ему удалось сделать так, чтобы о нем заговорил весь мир.

И я с уверенностью говорю о том, что это лишь начало того мощного рывка этой страны, который мы еще будем наблюдать в скором времени. Причем основание для него заложил сам Лула.

Недалек тот час, когда мы будем смотреть на Бразилию снизу вверх, завидуя ее успехам. Дело в том, что, в отличие от нас, идущих по пути расширения сырьевого экспорта, эта страна сделала ставку на развитие высокотехнологичного производства. Мы продаем нефть и газ, а Бразилия продает на внешний рынок самолеты и автомобили. Достаточно сказать о том, что США сотнями закупают знаменитые бразильские штурмовики Super Tukano.

Можно предположить, что, будучи политиком левого толка, Дилма Руссефф не станет кардинально менять курс, взятый Лулой. Зачем? Хотя, конечно, я не исключаю, что она может несколько уклониться "влево". Но нельзя забывать того, что в Бразилии всегда были сильны национальные элиты, в том числе военная, которые даже при наихудшем раскладе не позволят сломать то, что выстроил Лула. Кстати, этот последний, когда шел к власти, тоже не слыл явно умеренным политиком. Например, неоднократно его фотографировали лобызающимся с Чавесом. Однако, став президентом, Лула подкорректировал свой курс, став центристом".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы нефть
Обсудить