23 декабря - 190 лет строителю первой российской подлодки

Русская подлодка под баварским "соусом"

23 декабря исполняется 190 лет Вильгельму Бауэру, построившему первую в России действующую подводную лодку с металлическим корпусом. Уроженец Баварии обращался за помощью в строительстве подводного судна к правительствам Пруссии, Австрии, Англии, США, но повезло ему только в России. В 1854 году ему выделили деньги. Стремление иметь подводный корабль было понятно: Россия только что проиграла Крымскую войну… Увы, судьба подводной лодки Бауэра довольно печальна.

Первую свою лодку Вильгельм Бауэр, баварец по происхождению и токарь по первой профессии, построил в Германии в 1851 году. Испытания лодки проходили в Кильской бухте. Неожиданно погрузившись на глубину, превышавшую расчетную, лодка потерпела аварию — в верхней части корпуса появилась трещина, через которую стала поступать вода. Лодка затонула, но люди спаслись, выбросившись на поверхность с пузырем воздуха. Лодку подняли только в 1887 году, сейчас она находится в музее морского училища в Киле.

Читайте также: Подводник отложил "холодную войну"

После этой неудачи Бауэр обратился к 6аварскому правительству с предложением построить новую лодку. Но денег ему больше не дали, хотя и разрешили отдать проект другим странам. Тогда изобретатель предложил чертежи англичанам, которые всегда были на передних рубежах кораблестроительной науки. Под пристальным наблюдением английских инженеров Фокса и Брюнеля Бауэр приступил к разработке проекта лодки. Но ушлые инженеры, кропотливо ознакомившись с идеей и принципами ее устройства, вдруг заявили хозяевам верфи, что могут построить такую же лодку и без Бауэра! Что и было сделано через несколько лет. Но лодка у англичан получилась крайне неудачной и затонула при первом же испытании.

Немецкий изобретатель помотался по разным странам, но никто ему денег на постройку подводного корабля так и не дал. После этого он прибыл в Россию.

В один из июньских дней 1854 года главе русского флота Великому князю Константину Николаевичу доложили о просьбе некоего баварца Вильгельма Бауэра быть принятым. Он не смог отступить перед вежливой напористостью иностранца, и Бауэр был выслушан. Великий князь был человеком продвинутым, грамотным и радел о развитии флота, поэтому он доброжелательно дал общее "добро" на работы.

Быстрому установлению связи иностранца Бауэра с русским правительством способствовало также рекомендательное письмо генерала Бенкендорфа. Генерал писал, что об изобретении Бауэра известно английскому правительству, которое по-наглому присвоило его себе. Словно в отмщение, изобретатель решил открыть свой секрет русским. Письмо Бенкендорфа сработало.

После неудачи в Крымской войне, в которой погиб почти весь Черноморский флот, царское правительство искало пути восстановления равновесия в морских силах. Поэтому 20 июня 1855 года правительство без особых проволочек заключило контракт с Бауэром на постройку подводной лодки по его проекту и под его наблюдением. Лодка была построена на заводе герцога Лихтенбергского в Санкт-Петербурге. По проекту, длина лодки, корпус которой напоминал тело дельфина, должна была составлять 16 метров, но реально она получилась на несколько сантиметров длиннее. Корпус был построен из железа. В носовой части лодки имелись иллюминаторы из толстого стекла, подводники имели возможность обозревать подводные "окрестности". Гребной винт диаметром около метра вращался вручную.

Никаких особых изысков в конструкции не было. Металлические лодки уже строили в разных странах, принцип их погружения и всплытия не изменился за много лет. Система погружения лодки Бауэра, построенной для русского флота, состояла из трех цилиндров, заполняемых водой. Для всплытия вода из цилиндров откачивалась двумя ручными насосами. Интересной была система изменения глубины в подводном положении. Внутри лодки находился солидный груз, который перемещался по лодке на подшипниках. Когда его сдвигали в нос, создавался соответствующий дифферент, и лодка погружалась. Когда сдвигали в другую сторону, создавался дифферент на корму, и корабль всплывал. Как говорится, просто и со вкусом.

Лодка Бауэра была вооружена миной, находящейся в носовой оконечности лодки. Снаружи лодки рядом с миной имелись два резиновых рукава, в которые предполагалось продевать руки, чтобы прикреплять мину к днищу неприятельского корабля. Вот такое необычное вооружение имела первая российская металлическая подводная лодка.

К моменту окончания постройки лодки на нее назначили команду из восьми матросов и одного офицера — мичмана Крузенштерна (вместо него в мае 1856 года был назначен лейтенант Федорович). 28 мая 1856 года лодку перевели в Кронштадт для испытаний. Опыты с погружением лодки в Кронштадской гавани сопровождались рядом специальных наблюдений с участием ученых Ленца и Фриша, которые производили различные исследования по условиямдыханиялюдейигорения свечи в лодке, по поведению стрелки магнитного компаса, изучению видимости предметов под водой через иллюминаторы. После этих предварительных опытов Бауэр должен 6ыл провести испытания на рейде.

Читайте также: Лики войны: "Атака века" от хулигана

6 сентября 1856 года, в день коронования императора Александра II, Вильгельм Бауэр погрузился, взяв с собой четверых флотских музыкантов. С первым выстрелом салюта музыканты и экипаж начали петь российский гимн, который был приглушенно слышен на поверхности. Это понравилось публике, но вот избавиться от конструктивных недочетов это никак не помогло.

По контракту, заключенному с Бауэром, лодка должна была удовлетворять десяти простым условиям. В частности, требовалось, чтобы лодка была в состоянии прикреплять мины к неприятельскому кораблю мгновенно по прибытии к месту назначения и произвести шесть взрывов в каждый подводный рейс. Каждая мина должна вмещать в себе до 500 фунтов пороха и около 11 бомб. Это требование Бауэром не было выполнено, как, собственно, и остальные. На испытаниях, которые проходили на Северном Кронштадтском фарватере, подводники несколько часов тщетно пытались подвести мину под плавучую батарею. Потом безуспешно пытались взорвать предназначенный для этого бот. Но мину подвесить к днищу бота так и не удалось. И в этот же день, 2 октября 1856 года, лодка Бауэра затонула на Северном фарватере Кронштадта на глубине 17,5 фута. К счастью, всем подводникам и самому Бауэру, который непременно участвовал во всех испытаниях, удалось спастись…

Причиной аварии послужило появление у лодки на подводном ходу большого дифферента на корму — она задела грунт, винт запутался в иле и его нельзя было провернуть усилиями экипажа. При остановке хода у лодки образовался дифферент до 30 градусов на корму, при этом часть механизмов сорвалась с места, грозя придавить подводников. Воспользовавшись тем, что носовой входной люк в это время находился над поверхностью моря, командир лодки лейтенант Федорович открыл его, и весь экипаж успел выскочить. Но вода через открытый люк заполнила лодку и она затонула… Люди были подобраны из воды сопровождавшими лодку судами.

Несмотря на неудачу, Бауэр 15 декабря 1856 года предложил правительству построить для русского флота модель подводного корвета, на что просил отпустить ему 3500 рублей. Эта сумма Бауэру была отпущена. 18 февраля 1857 года затонувшую лодку подняли и прибуксировали в Кронштадтскую гавань. На лодке оказались не такие уж и большие повреждения, их можно было исправить буквально за пару месяцев. Но Бауэр, по-русски говоря, плюнул на свое детище и решил им больше не заниматься. Он заявил, что не может поручиться, выдержит ли отремонтированный корпус корабля новые погружения.

По заключению Морского Ученого комитета от 7 октября 1857 года Бауэр был лишен жалованья до тех пор, пока не исправит свою лодку и не произведет на ней всех испытаний, положенных по ранее подписанному контракту. В то же время сам Бауэр считал, что свою задачу, то есть доказать возможность подводного плавания как такового, он выполнил. И по этой причине требовал вознаграждения.

Зато, получив деньги на постройку модели подводного корвета, Бауэр предъявил правительству ряд новых требований, которые были признаны "крайне неумеренными". В конце концов капризный Бауэр был уволен со службы по Морскому ведомству и все переговоры с ним были прекращены. Ну, а чтобы показать, что никаких общих дел с изобретателем даже не предвидится, ему отдали и построенную им модель подводного корвета, и саму лодку. Бауэр махнул рукой и уехал в Германию.

Читайте также: Новой субмарине — бесшумную торпеду!

Впоследствии Вильгельм Бауэр много писал о своей "замечательной" лодке и ее испытаниях. Он пытался убедить читателей, что дела с его лодкой пошли в России не блестяще, потому что в Морском ведомстве против него плели интриги. Мол, у него в России оказалось много врагов, задавшихся целью погубить его самого вместе с изобретением. Хотя на самом деле, если опираться на исторические факты, то интриги вовсю плел сам Бауэр… Впрочем, есть и другие версии, защищающие его. Истина, наверное, где-то посередине.

Историки долго рылись в архивах, чтобы отыскать следы русской лодки немецкого конструктора. Однако нашлась лишь одна достоверная запись о судьбе субмарины. В ней значится, что в начале прошлого века корпус лодки видели валяющимся где-то на берегу Невы рядом с местом впадения в нее реки Охты…

Умер баварский изобретатель, построивший русскую металлическую подлодку, 21 июня 1875 года. Другую субмарину построить ему так и не удалось.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить