Россия, увы, за последние столетия знала взлеты и падения. Заложниками политики становилось население. "Западный политик", — говорил когда-то Петру I его помощник и советник Франц Лефорт.
В годы Северной войны нас бросали западные союзники, со сменой власти, как при Петре III, мы лишились всех побед над прусским Фридрихом. А потом времена Наполеона, война России с Ираном и турками. И не сосчитать наших утерянных побед, которые наша власть отдавала в руки проигравшим. С нами никто никогда не церемонился. Самый красноречивый пример — годы русско-турецкой войны 1870-х годов.
В 1877 году Австрия продолжала противодействовать нам и шла рука об руку с англичанами, придираясь к нам по всем вопросам. Касалось ли это Балкан или других внешнеполитических инициатив русского правительства. К этому их подталкивали и наши неудачи под Плевной. Да, геройство и наше, и турок (не надо умалять противника) было, но это стоило нам огромных жертв.
Наши дипломаты доносили Александру II, как будто всё это было скопировано "на её коварную роль, сыгранную с нами в 1855 году во время Крымской кампании". Полная неблагодарность, на которую граф Феликс Шварценберг, который смог привлечь к подавлению восстания в Венгрии армию графа Паскевича, позже отозвался фразой:
"Мы удивили весь мир нашей неблагодарностью к России".
Запад только аплодировал Австрии.
Видя наши проблемы в ходе русско-турецкой войны в 1878 году, Австрия договаривалась с Англией об ударе нам в спину. Русская казна была пуста, армия была утомлена, и в ней свирепствовал тиф. Англия угрожала нам войной, боясь появление русских в Стамбуле. Русскому царю пришлось пойти на значительные уступки австрийцам, позволив им оккупировать (и присоединить) Боснию и Герцеговину.
Было известно, что в случае нашего отказа австрийцы ударят нам в тыл, отрезав отступление через Дунай, в то время как английский флот готов был бомбардировать русскую армию через Дарданеллы и Босфор.
Через год состоится встреча Александра II с его дядей, германским кайзером, на которой он откровенно сказал:
"Поведение австрийцев на войне, как это было уже не раз, было сомнительно. И две турецкие области они заняли благодаря нам без единого выстрела, с тем прицелом, чтобы никогда их не возвратить. Как и англичане, занявшие Кипр. Несмотря на договоры, и эти ничего не собираются отдавать".
Также государем было замечено, что занятые австрийцами области должны были по договору стать причиной объявления войны Турции. Но Вена не выполнила договор и не приняла участие в боевых действиях.
"Уроки прошлого не научили нас ничему", — таково было мнение тогдашнего общественного мнения.
Винили тогда чаще всего в основном дипломатов. Увы, история российская нередко знала не только их успехи, но и промахи, в результате чего мы несли миллионные потери. В людях. Тогда считали, что все дело в преклонных годах наших руководителей МИД и их представителей за границей.
Правда, дураками и невеждами можно быть и в юные годы. Другие не соглашались с этим мнением, считая, что в дипломатической службе играют главную роль не годы, а опытность, навык, знание страны и обстановки.
А главное — сознание своего долга и любовь к своей родине. Тогдашняя Россия ещё "не доросла" до предательского двойного гражданства. Приводили примеры немцев, где Бисмарк, Гогенлое, Мюнстер и другие, которыми гордилась Германия, возвеличили немцев уже в преклонные годы.
"Забавно", что, оккупировав Герцеговину, Австрия переложила на Россию обязательство кормить местных жителей. Как и черногорцев. За наш счёт. Вот и кормились, и одевались австрийские славяне за счёт вещей присылаемых из России и от Славянского благотворительного общества и Красного креста. А копейки несли в общую копилку и миллионы русских крестьян, ещё вчерашние крепостные рабы. Общество — на этом всегда было величие страны.
Чёрная неблагодарность всегда преследует Россию. Сегодня пишут, что Азербайджан отправляет в "натовскую" Украину гуманитарную помощь, а России, где азербайджанцев вкупе с армянами просто множество, достаются только надуманные обвинения. Забыли, что за бывшей Азербайджанской ССР стоит натовская Турция. А мы всё извиняемся. Нет?
В отличие от русских, которые всегда отличались по отношению к другим национальностям милосердием и "за ценой не постоим", другие страны всегда знают и ищут, где можно обогатиться. Та же Австрия "эвакуировала" турок из осаждённой черногорской крепости, "приписывая их в австрийские подданные". Правда, за большие деньги.
В это время великий князь Николай Николаевич, заняв Андрианополь, просил царя сделать последний бросок на Константинополь, где царила большая паника под дулами русских орудий:
"Нам не остается ничего другого, как занять Константинополь — с Богом иду вперед".
Да и царь был не против: "Если суждено так, то пусть водружают крест на св. Софии".
Другой великий Константин Николаевич подытожил: "В Константинополе возвестим России и Европе об окончании многовековой войны христианства с исламом".
Но, как обычно, кто-то сказал сверху — "не пущать". Австрия уже готовила секретный договор с Англией о начале войны против России, а Лондон ранее потребовал от нас отвести войска из приморской черногорской Спиццы. Причина — русские построят здесь второй Гибралтар, взяв под прицел Адриатику. "Нам" это можно, русским — нет.
Но Петербург вновь улёгся под требования Европы. Русских царей в России уже не было.
Читайте по теме:
Барон Врангель — славянофил с немецкими корнями
Русское общество веками горячо откликалось на героическую борьбу балканских славян против турок