Анита Бербер - первая постмодернистка

Анита родилась в Лейпциге в 1899 году в семье скрипача и певички из кабаре. Сначала её воспитывала бабушка, затем она училась в женской гимназии. 15-летняя Анита переехала к матери Люси в Берлин, где посещала уроки актерского мастерства и танцев. Одновременно с учёбой, она зарабатывала на жизнь как фотомодель. На одном из ранних фото Бербер изображена в роли озорного арлекина.

Во время Первой мировой войны Анита вместе с матерью, а также с танцевальной труппой Саккетто, выступала перед ранеными солдатами. Вскоре состоялась её сольная карьера танцовщицы. С 1921 года Анита Бербер выступает как обнажённая танцовщица. Впервые она разделась в гамбургском ночном клубе Alcazar: на девушке оставались только диадема в форме змеи и золотые украшения, как у библейской Саломеи.

Читайте начало: Каких героев увековечивают нынче на Западе

Эротика — не самоцель

Однако пальма первенства обнажённой исполнительницы танцев принадлежит отнюдь не Аните. Немецкий театровед Ульрике Трауб (Ulrike Traub) полагает, что Бербер впервые объединила обнажённое тело с "сознательным разоблачением уродливого" и, таким образом, отделила его от эротизма. Вместе со своим вторым мужем Себастьяном Дростом, танцором-экспрессионистом, поэтом и художником, Бербер шокировала публику постановкой таких табуированных:

Печально известная трилогия танцевального дуэта называлась "Танцы порока, ужаса и экстаза". Сбитый с толку критик в 1922 году в венской газете Wiener Mittags-Zeitung так писал о представлении номера "самоубийство":

"Нетвёрдо держащийся на ногах мужчина получает из рук обнажённой женщины зелёную верёвку, которой он душит себя, затем обнажённая женщина подползает к его телу и кружится над мертвецом в экстазе".

Кинозвезда и икона стиля

Кроме короткого эпизода из материалов к фильму Фрица-Ланга Dr. Mabuse, der Spieler ("Доктор Мабузе, игрок", 1922) почти ничего не сохранилось на плёнке от её танцев. Бербер успела сняться в примерно двух десятках немых фильмов. Известность получили её работы с кинорежиссёром Рихардом Освальдом, среди них лента про гомосексуалистов "Не такой как все" (Anders als die Andern, 1919).

Снимаясь с моноклем и в смокинге, порой в собольих мехах, она стала иконой стиля своего времени. "Порочные девицы", как выразился Клаус Манн, хотели бы её копировать, "каждая из великолепных кокоток хотела выглядеть точно так же, как и она".

Художника может всякий обидеть

Драма Бербер заключалась в том, что её танцевальные постановки делались для аншлаговых спектаклей, но на неё, как на артистку, внимания почти не обращали. Большинство просто засматривались на то, что у ней между ног, как она сама сказала в беседе с одним берлинским журналистом:

"Мы танцуем смерть, болезнь, беременность, сифилис, безумие, смерть, немощь, самоубийство, и никто не воспринимает нас всерьёз. Эти свиньи просто смотрят на наши личины, видят ли они хоть что-нибудь под ними".

Кроме того, Бербер разрушала свою репутацию, часто злоупотребляя наркотиками. Бербер выслали из Вены в 1923 году, среди прочего, из-за её лесбийских наклонностей. В Австрии, в отличие от сексуально либеральной Веймарской республики, это было преступлением.

В 1924 году её танцевальный партнёр Себастьян Дросте сбежал в Нью-Йорк со всеми драгоценностями Бербер. Звезда танцовщицы закатилась. У изменчивой публики появились новые идолы.

Находясь на гастролях 13 июля 1928 года она упала на сцене в Бейруте. "Скоротечная чахотка" — таков был неумолимый диагноз врачей. Анита Бербер умерла 10 ноября 1928 года в девять часов вечера. Ей было 29 лет. Незадолго до свидания с перевозчиком в царство теней Хароном, она взяла в руки зеркало, нанесла тушь на ресницы, подвела веки и произнесла: "Парниша должен иметь меня красивой".