Каких героев увековечивают нынче на Западе

В берлинском районе Нойкёльн, на бывшем входном воздушном коридоре подхода к аэропорту Темпельхоф, расположен парк, названный в 2017 году в честь немецкой танцовщицы эротических танцев, актрисы немого кино, наркоманки, бисексуалки и знаменитой скандалистки 1920-х годов Аниты Бербер.

Берлин — столица греха

В 1920-е годы Берлин был столицей разврата всевозможных видов, главным городом грехов, где процветали:

  • азартные игры,
  • наркотики,
  • проституция
  • преступность.

С проживавшими в столице Германии 3,6 миллионов жителей — это был третий по величине город в мире, уступавшим лишь Лондону и Нью-Йорку. Как грибы после дождя на каждом углу возникали бордели и дома свиданий, лесбийские кафе и гей-бары, варьете, клубы для трансвеститов и игорные притоны.

После всех пережитых ужасов Первой мировой войны европейцы потворствовали своей жажде немудрёных развлечений. Берлин, как писал в 1928 году французский писатель Жан Кассу (Jean Cassou), был "самым молодым, систематически безумным, самым невинно- извращённым городом в мире".

"Менялись всякие представления о ценностях — и не только материальных; постановления правительства высмеивались и отвергались все традиции и нормы морали. Берлин превратился в сущий Вавилон. Бары, увеселительные заведения и распивочные росли как грибы. Даже Рим Светония не знал таких оргий, как берлинские балы трансвеститов, где сотни мужчин в дамских платьях, а женщины в мужском одеянии танцевали под покровительственным надзором полиции. Это сумасшествие как результат падения всех ценностей охватило как раз буржуазные, до тех пор непоколебимо устойчивые круги. Молодые девушки похвалялись своей извращенностью… Но самым отвратительным в этой эротомании была её ужасающая неестественность", — вспоминал Стефан Цвейг в опубликованной в 1942 году автобиографии "Вчерашний мир. Воспоминания европейца".

Штрихи к портрету Аниты Бербер

Среди всей этой вакханалии выделялась девушка с мальчишеской фигурой, длинными ногами и большим ртом.

Анита Бербер презирала мещанские добродетели, приличия и мораль. Некоторые высказывания танцовщицы и актрисы вполне мог бы произнести национал-социалист Ганс Йост. Именно этому драматургу и функционеру от культуры в Третьем рейхе мы обязаны высказыванием, которое иногда неверно приписывают Герману Герингу: "Когда я слышу о культуре, я снимаю с предохранителя свой браунинг". А теперь сравните.

"Когда в каком-нибудь парке между деревьями я вижу бюст Гёте, мне хочется блевать", — приводит слова Аниты её биограф Лотар Фишер.

Публика регулярно побивала Аниту Бербер.

Орущим зрителям она кричала: "Молчите! Я сплю с каждым из вас".

Она завтракала лепестками роз, пропитанных хлороформом, а перед каждым выходом на сцену опорожняла бутылку коньяка. Немецкий писатель Клаус Манн вспоминал, когда некая леди указала на неё пальцем, Бербер почти полностью его откусила. В 1924 году его, тогда 18-летнего юношу, Анита Бербер пригласила в гостиничный номер, чтобы заняться любовью втроём — ménage à trois.

"Скандал нужен был ей, как хлеб насущный, — писал старший сын Томаса Манна. — Послевоенный эротизм, кокаин, образ Саломеи, предельная извращённость, такие термины составляли ореол её славы".

Однако Анита Бербер, на радость бульварной прессе, не спешила предстать обнажённой пред светом рампы. Она хотела, чтобы её талант был раскрыт.

Окончание следует…

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить