В сентябре театральный режиссер Юрий Любимов радовал всех своим неиссякаемым остроумием и цветущим видом. Все телеканалы посвящали Юрию Петровичу передачи, транслировали интервью с мастером. Еще бы! 95-летний юбилей не так часто справляют, а уж люди искусства такого калибра — тем более. Две недели назад Любимов был госпитализирован в столичную ГКБ №23 с сердечным приступом, что, однако, не помешало ему пообещать присутствовать в Большом театре на первой репетиции оперы "Князь Игорь" в его постановке. Однако в ГАБТ он вчера не пришел. А сегодня тревожная новость — Юрий Петрович в коме…
В большой праздник — день Веры, Надежды и Любви 30 сентября — Юрий Любимов отметил свой юбилей на сцене Вахтанговского театра, в труппу которого пришел в 1946 году и где спустя 13 лет дебютировал как режиссер. В этот вечер на сцене шли "Бесы" по Достоевскому. Круг замкнулся. Любимов вернулся в театр своего режиссерского дебюта после того, как ушел с должности худрука директора Театра на Таганке. Юрий Петрович сделал невероятно много для русского театра в целом, и все же его имя навсегда связано с легендарной Таганкой. Той Таганкой, которой уже никогда не будет.
Читайте также: Марк Рудинштейн: актеры не прощают правды
В 1964 году обсуждали, как назвать новый театр. "О каком театре "драмы и комедии" могла идти речь? — рассказывал позднее Любимов. — Я ни то, ни другое не ставил". Название "Театр на Таганке" полностью соответствовало новой эстетике — театр уличный, площадной. В письме коллектива театра начальнику Управления культуры исполкома Моссовета от 27 ноября 1965 года говорилось: "Мы просим узаконить за нами именно это наименование. Оно дает не только точный адрес театра, но именем старой московской площади, помнящей старинных петрушечников и праздничные балаганы, — говорит и о том лице, какое мы стремимся придать своему театру". Не разрешили — и спустя семь лет, перед реконструкцией здания театра, коллектив вновь обратился к чиновникам за разрешением. Официальное название до сих пор остается таким: Московский театр драмы и комедии на Таганке.
И если главное детище Юрия Петровича — это создание Театра на Таганке, то главным его спектаклем нужно назвать "Гамлета". Гениальное творение великого режиссера и великого поэта. Не только драматурга Шекспира и его переводчика на русский — Бориса Пастернака, но и актера Володи Высоцкого. Для Юрия Петровича обращение к классике было своего рода экзаменом на творческую состоятельность. Околотеатральная публика восприняла такой отход из привычного таганковского репертуара как авантюризм и с трудом представляла себе "Вовку" в самой загадочной из трагических ролей мирового театра. Сам Высоцкий заметил: "Сыграть Гамлета для актера — это все равно что защитить диссертацию в науке". "Какой Высоцкий Гамлет? Какой он принц?" — говорили Любимову высокие начальники, а он отвечал со своим неподражаемым сарказмом: "Ну, вам виднее, вы же все время с принцами и с королями, а я не знаю".
Любимов разыграл шахматную партию не только с бюрократами, но и на сцене. Его раздражала пестрота костюмов, и он решил оставить короля с королевой в белом, а принца Датского — в черном. Сама сцена была разделена надвое занавесом из некрашеной шерсти — шерсти цвета земли. Советская действительность сказалась и в этом вопросе. Обращаться "наверх" пришлось не только за разрешениями на постановку спектаклей или названием для театра, но и за… шерстью. Оказалось, что шерсть — стратегическое сырье, пришлось писать на имя члена Политбюро ЦК КПСС А. Н. Косыгина. И 200-300 килограммов дефицитной шерсти театр получил. Занавес получился настолько тяжелым, что пришлось менять всю пластику, как-то на репетиции он даже свалился на артистов. "Спас гроб Офелии, — вспоминал Любимов. — Спектакль перенесли. К счастью, все остались живы". Видно, не к добру дары данайцев.
Театр на Таганке — это не только театральные зрелища. Это, по словам Булата Окуджавы, "клуб порядочных людей". "Мы помним, — писал Вениамин Смехов, — из кого состоял самый близкий круг друзей театра, друзей Юрия Петровича". Перечень имен — цвет советской интеллигенции. Петр Капица, Владимир Тендряков, Натан Эйдельман, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Петр Якир, Мария Мейерхольд, Альфред Шнитке, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Александр Аникст, Василий Аксенов, Евгения Гинзбург, Мстислав Ростропович, Рой и Жорес Медведевы, Лев Копелев и другие.
Читайте также: Рождественский — рэпер советской эпохи
Мы надеемся, что творческий путь Юрия Петровича Любимова не закончится "Бесами" — как история Театра на Таганке не закончилась в 1980-е годы. И творчество замечательного мастера еще порадует зрителей. Как выразился сам Юрий Любимов: "Только зная, ЧТО говорить и КАК говорить, художник имеет право требовать к себе внимания".
Также смотрите видео:
Юрий Любимов — автограф века, 1-я серия
Встречи с Юрием Любимовым — 2-я серия
Встречи с Юрием Любимовым — 3-я серия
Встречи с Юрием Любимовым — 4-я серия
Встречи с Юрием Любимовым — 5-я серия
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"