В гостях у главного редактора "Правды.Ру" Инны Новиковой Марк Рудинштейн — продюсер, основатель кинофестиваля "Кинотавр". Однако работа с творческими людьми далась Марку Григорьевичу нелегко, без скандалов не обошлось. И самый большой скандал разгорелся после того, как продюсер опубликовал мемуары, в которых упомянул нескольких известных актеров.
— Марк Григорьевич, вы в течение многих лет были президентом знаменитого "Кинотавра". Все это время вы были, что называется, на волне: во всех СМИ, на всех мероприятиях самый главный — это Марк Григорьевич. И как-то все это в последнее время сошло на нет. Да еще этот скандал, связанный с публикацией ваших мемуаров. К чему была вся эта правда о закулисье?
— Ну, вот опять про эти мемуары. Сразу скажу, что это сложный вопрос, так как там была нечистоплотность со стороны издателя. Это и моя ошибка тоже. Но ошибкой я считаю только то, что было написано об Олеге Ивановиче Янковском. Под всем остальным я готов подписаться. Перед вдовой Олега Ивановича, перед Оксаной Фандерой я уже извинился и сказал, что когда выйдет книга, этих строчек там не будет.
Кстати, эти мемуары я писал в больнице, когда был тяжело болен, счет моей жизни шел на дни. Тогда ко мне и поступило предложение написать мемуары и рассказать об истории фестиваля "Кинотавр": было бы жалко, если бы это ушло со мной. И фрагменты, которые были напечатаны, это как бы ремарки для того, чтобы показать правдивость и реальность этой истории. Я вообще не понимаю из-за чего разгорелся весь этот скандал: все эти актеры сами все про себя знают.
— Но скандал разгорелся нешуточный, были обиженные…
— Они эту правду знают лучше меня. Они сочли это нонсенсом только потому, что посчитали, что я вынес сор из избы. Но еще раз повторюсь: я раскаиваюсь только в том, что написал об Олеге Ивановиче Янковском. А так я всегда говорил им (актерам — Ред.), что я человек сторонний: я никогда не дружил с ними семьями, не ходил к ним в гости. У меня была лишь одна мечта, задача: сделать в трудные времена что-то хорошее для нашего кино, потому что кино — это единственный вид искусства, который объединяет культуру всей страны.
Почему кинофестивали всегда вызывают такой ажиотаж? Есть же фестивали музыкальные, балетные, литературные… Дело все в том, что на кинофестивалях собирается вся культурная элита страны. Поэтому преступление, которое наше государство совершило в отношении кино в начале 90-х годов, это самое омерзительное преступление, которое можно было совершить по отношению к собственной культуре.
Чтобы показать все это, я и решился на написание мемуаров. А те фрагменты, которые были напечатаны и наделали столько шума, лишь показывают закулисную жизнь фестиваля, которую, к сожалению, журналисты определенного свойства любят больше всего. Поэтому они педалировали это.
— Марк Григорьевич, а чем, по-вашему, наши актеры отличаются от голливудских актеров, от европейских актеров, да и вообще от обычных людей?
Наша общая проблема заключается в том, что мы очень долгое время жили в закрытой стране, и у нас у всех сложилось такое ощущение, что национальное достояние, гениальный человек не может быть плохим человеком. И когда ему вдруг говорят, что гениальный человек, национальное достояние был порой плохим человеком, то народ повергается в шок.
Но я всегда в таких случаях привожу пример с книгой Мариной Влади. Ведь оттого, что Марина Влади рассказала правду о Владимире Высоцком, он не стал хуже — он стал ближе и понятнее. А до этого Владимир Высоцкий был борцом за справедливость, диссидентом. Да никогда в жизни он не был ни диссидентом, ни борцом.
Тот же самый случай и с моими заметками. Ну что, после них Олег Иванович стал менее великим актером? Просто он стал более живым и понятным.
— История, биографии великих — это вообще мифические вещи. Взять, к примеру, Жан Жака Руссо, великого моралиста, который отдал в приют пятерых своих детей. А Николай Некрасов вообще был великим крепостником. Никто не идеален… Но вернемся к нашим актерам. Так чем же они отличаются от зарубежных?
— На наших актерах очень негативно отразились девяностые годы, когда открылись границы и они увидели, как живут их коллеги на Западе, узнали об их гонорарах. И наших актеров от такой правды жизни в буквальном смысле "понесло", началась гонка за деньгами. А когда начинается такая гонка, портятся характеры, вылезает наружу все то плохое, что, может быть, никогда бы и не вылезло. Но красивую сказкуосебеонивсе жехотели сохранить. Отсюда и такая обида на меня: я рассказал о них правду.
И, кстати, на актерах частично лежит вина за то, что случилось с отечественным кинематографом после развала СССР.
— На ком конкретно?
— Я имею в виду всех: Ярмольники, Абдуловы и все остальные. От них многое зависело.
— Скажите, а что могло зависеть от актеров?
— Очень многое зависело. Например, взаимоотношения в кино. Они первыми увидели, что вытворяли Ермаш, Сизов и Павленок. Они все это видели, но и слова против не сказали, потому что были связаны с ними. Если бы актеры хотя бы тет-а-тет говорили этим людям "что вы творите", то многих вещей удалось бы избежать.
— Марк Григорьевич, давайте поподробнее поговорим о вашем детище — фестивале "Кинотавр". Каковы, по-вашему, главные достижения "Кинотавра"? Вот что есть в "Кинотавре" такого, чего больше нигде нет?
— "Кинотавр" был и остается, к сожалению, единственным фестивалем на постсоветском пространстве, который действительно придуман. Когда появился "Кинотавр", все удивились: "оказывается, и у нас может быть приличный фестиваль, в приличном, красивом месте".
Но главное — это было в 1990 году, когда все рухнуло… Многие тогда подумали, что все это сделал какой-то новый русский с большими деньгами. Я же в ответ говорил: "Ребята, я пришел не на год. И я не новый русский, я старый еврей".
В то время в отечественном кино была полная разруха, но каждый год режиссеры снимали картины именно для "Кинотавра", там же собиралась вся культурная элита страны. Я считаю, что именно на этом фестивале зародилось все то, что сегодня мы видим в театрах, кино, читаем в книгах.
Мне Станислав Сергеевич (Говорухин — Ред.) как-то сказал про "Кинотавр": "Вот какое это название?". А ему говорю в ответ: "Слава, пройдет 10 лет и ты будешь говорить, что едешь не на открытый российский международный — ты будешь говорить, что едешь на "Кинотавр".
— И вы это знали?
— Я был в этом убежден, потому что впрягался в это дело надолго. Но, правда, у меня есть правило: руководить чем-то можно не более 16 лет.
— Почему именно шестнадцать? Я считаю, что это определенный человеческий ресурс, предел, после которого глаз уже замыливается. Я вот был трижды женат, и все по 16 лет. Я вообще стал искать себе замену после 10 лет в "Кинотавре", так как стал понимать, что уже не успеваю за теми процессами, которые происходят в обществе.
— Но у вас тогда не получилось попрощаться с фестивалем.
— Да, потому что пришли бандиты. То есть я думал сначала, что это добропорядочный банк, а потом оказалось, что это бандиты. Мне ценой больших усилий удалось отстоять фестиваль… Однако замена нашлась только через 5 лет в лице Игоря Толстунова и Александра Роднянского.
— Сейчас вы спокойны?
— Да, я пока спокоен. Мне может что-то нравиться, что-то не нравиться… Но главное для меня даже не то, что происходит внутри фестиваля — это уже дело новой команды, у которой может быть свое видение. Я радуюсь тому, что смог выстроить каркас, внутри которого можно делать все что угодно.
Также я рад, что был сохранен "островной" дух фестиваля. Мы ведь создавали настоящий островок, на который люди приезжают, общаются и у них создается полное ощущение того, что большая земля осталась где-то далеко. Тринадцать — четырнадцать дней фестиваля — это отдельная жизнь корабля, ушедшего в дальнее плавание.
На Каннском, Венецианском фестивалях участники, гости разбросаны по всему городу. У нас же все 2 тысячи человек находятся вместе и им не надо ничего искать: рестораны, море — все в шаговой доступности.
Не зря же Катрин Денев как-то сказала: "Каннский фестиваль? Тьфу! Сочинский — вот главный фестиваль". И вот эта система будет работать десятилетиями и вот за это я себя глажу по голове.
Читайте также:
Валерий Шанцев: "Мне лучше в Н. Новгороде"
Мацкявичюс: "Если диктор уходит из кадра..."
Павел Коган: Пилот над океаном музыки
Шод Муладжанов: В России слишком много денег
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"