Мистики: маг в сутане Элифас Леви

Французский аббат, писатель и мистик Элифас Леви является наиболее значительной фигурой оккультизма. Им восхищались Андре Бретон - французский писатель и поэт - и сюрреалисты, которые считали, что Леви открыт сверхреальности. Его магические опыты, опирающиеся на ярко выраженную символику, способны повлиять на психическое состояние и воздействовать на материю.

Интерес к мистике, наверное, никогда не угасал, чего нельзя сказать о магии и оккультизме, которые переживали порой не самые лучшие времена. В Европе страсть к магии после некоторого упадка стала постепенно возрождаться в начале XIX века. В 1801 году был опубликован труд английского оккультиста Френсиса Баррета (Francis Barrett) "Волхв, или Наблюдатель свыше" (The Magus, or Celestial Intelligencer). Ее автор сумел организовать школу магии и даже найти 12 учеников, но его очень быстро затмил французский мистик Альфонс-Луи Констан (Alphonse Louis Constant)

Этот человек, приобретший известность под литературным псевдонимом Элифас Леви (Eliphas Levi), родился в Париже 8 февраля 1810 года. Он рос мечтательным ребенком, и в 15 лет родители отправили его в начальную семинарию Святого Николая в Шардонне (Saint-Nicolas du Chardonnet). Позже Альфонс-Луи поступил в высшую сульпицианскую (Saint-Sulpice) семинарию в Исси, где один аббат пробудил у молодого человека интерес к магии. В 1830 году он познакомился с супружеской парой Ганно (Ganneau), в которых усматривали реинкарнацию королевы Марии Антуанетты и короля Людовика XVII. Леви присоединился к ним, чтобы выучиться оккультной практике.

Ему предстояло сделать карьеру в церковной иерархии. В 1835 году должно было состояться его рукоположение в диаконы, но, как он признавался, "Бог вознаградил мое рвение тем, что святоши без милосердия называют искушением, а я - посвящением в жизнь". Альфонс-Луи Констан страстно влюбился в девочку Адель Алленбах (Adеle Allenbach), которой преподавал катехизис. Он увидел в ней Пресвятую Деву во плоти. Духовный сан он получил, но уже на следующий год отказался от него, чтобы не предавать свою страсть. Из-за этого его мать покончила жизнь самоубийством. В период нищеты, как душевной, так и физической, Констан повстречал Флору Тристан (Flora Tristan) - будущую бабушку Гогена, одну из ведущих фигур рабочего и женского освободительных движений.

Их связь была очень бурной. Флора ввела Альфонса-Луи в литературные круги, познакомила с Бальзаком и Анри-Франсуа-Альфонсом Эскиросом (Henri-Francois-Alphonse Esquiros), который только что опубликовал "Мага" (Le Magicien) - роман, оказавший большое влияние на Леви.

Мистики в реалиях: алхимик Никола Фламель

Спустя какое-то время Констан возвращается в лоно церкви. В 1839 году он уехал в Солемское аббатство, но, не поладив с настоятелем, через год его покинул. "Именно в Солеме, - писал он, - мне случайно попал в руки "Спиридон" Жорж Санд. Там же я смог свободно овладеть учением древних гностиков, первых отцов Церкви, изучить книги Касьена и других аскетов, а также благочестивые писания мистиков и, в особенности, прекрасные и тогда еще не известные книги госпожи де Гюйон".

В это время Констан приступает к написанию "Библии свободы" (La Bible de la libertе) и возвращается в Париж, снова впав в нищету. В 1841 году его книга поступает в продажу, но тираж арестовывают, поскольку Леви разделял идеи христианского социалиста аббата Ламенне (Hugues-Fеlicitе Robert de Lamennais). Что, впрочем, не помешало Альфонсу-Луи повторить все заново в вышедшей в том же году работе "Религиозные и социальные учения" (Doctrines religieuses et sociales).

Констана обвиняют в "нападках на частную собственность и на общественную и религиозную нравственность". Его приговаривают к тюремному заключению и большому денежному штрафу, заплатить который он не в состоянии. В результате писатель-мистик оказывается в тюрьме Сен-Пелажи (Sainte-Pеlagie). Одиннадцать месяцев заключения пошли только на пользу будущему мэтру оккультизма и мистики: в тюремной библиотеке он знакомится с трудами Сведенборга.

Мистики в реалиях: Рамакришна, узревший всех богов

По выходу из каменного мешка, Констан тотчас публикует новое произведение "Богоматерь, эпопея религиозности и гуманизма" (La Mеre de Dieu, еpopеe religieuse et humanitaire). По мнению его критиков из числа клира, описанная в книге небесная любовь очень сильно напоминает земную, плотскую. Окончательно отказавшись от сутаны на фоне этого противостояния с церковью, Констан начал писать песни, получившие одобрение самого Беранже (Pierre-Jean de Bеranger).

В этот период Альфонс-Луи потакает двум своим страстям, отдавая дань как политике, так и увлечению женщинами. Политика его интересует оппозиционная, республиканская, а женщины - только красивые. Он влюбляется в 18-летнюю Мари-Ноэми Кадьо (Marie-Noеmi Cadiot), которая впоследствии стала феминисткой, писательницей и скульптором, известной под именем Клод Виньон (Claude Vignon).

За публикацию памфлета "Голос голода" (La Voix de la famine, 1846) Констан еще год отсидел в тюрьме. Во время февральского восстания аббат-расстрига произносит пламенные речи в республиканских клубах. Он не только витийствует в кабаках, но и лезет на баррикады, за что едва не поплатился жизнью. Едва избежав расстрела, познакомился с польским математиком и мистиком Гоэне или Юзефом Вронски (Josef Hoеnе-Wronski), который, между прочим, некогда служил офицером при штабе Суворова.

Мистик-математик Вроньский оказал на Констана огромное влияние - заставил понять, что каббала это не что иное, как "алгебра веры". В 1854 году Констан публикует "Догмы и ритуал высшей магии" (Dogme et rituel de la haute magie), впервые подписавшись Элифасом Леви. На самом деле Eliphas Levi Zahed - буквальный перевод на иврит имени Альфонс-Луи Констан.

Рассказывая в нашей рубрике о великих мистиках, мы не касаемся их учений, сосредотачиваясь лишь на бесспорных, на наш взгляд, моментах их биографии. Что касается Леви, нужно непременно отметить его поиски сюрреализма методами магии: веры в талисманы и заклинания. В его магии намечены пути к "сверхчеловеку". Леви верил, что "существует оккультная наука, дающая истинную власть и способная совершать чудеса не меньшие, чем чудеса признанных религий". В чем-то Леви хотел обратить ставшую косной религию к ее первоначальным истокам.

Читайте все самое интересное в рубрике "Общество".