Наибольшее влияние на становление и развитие суфизма в исламском мире оказал философ и поэт Абу Бакр Мухаммад ибн ал-Араби. Его последователи прозвали мистика величайшим учителем. Ибн ал-Араби создал суфийскую литературу и философию, пробудив к ним интерес не только у мусульман. Так или иначе, но он повлиял на всех последующих исламских мистиков.
Будущий "величайший учитель или шейх" (аш-шайх ал-акбар) суфизма, что полностью соответствует средневековому латинскому варианту Magister Magnus, родился 28 июля (7 августа) 1165 года в городе Мурсия на востоке Андалусии. Его отец был влиятельным человеком при дворе правителя этой области мавританской Испании — султана Мухаммада ибн Марданиша.
Вскоре семья Ибн ал-Араби оказалась в Севилье (Ишбилия), которая при династии Альмохадов стала столицей и культурным центром. Здесь мальчик получил азы традиционного для мусульман образования, которое включало изучение сунны, шариата (законодательства) и грамматики арабского языка. Однако под воздействием суфийских идеалов Ибн ал-Араби довольно рано отказался от светских занятий и принял посвящение в суфии.
Читайте также: Мистики в реалиях: кабаллист Абулафия
Биографы утверждают, что решающее влияние на юного ал-Араби оказал один из ближайших друзей его отца — великий суфий Абд ал-Кадир Джилани. Даже рождение Ибн ал-Араби мистически связывают с духовным влиянием Абд ал-Кадира, верно предсказавшего, что дитя будет выдающимся человеком. На решение юноши вместо карьеры чиновника избрать духовный пут, оказала влияние реконкиста, в ходе которой христиане сначала потеснили, а потом и вовсе покончили с исламом на Пиренейском полуострове.
В поисках авторитетных наставников молодой ал-Араби отправился в странствия по Андалусии и странам Магриба — Северной Африки. Он посетил Марракеш, Сеуту, Беджайю, Фес, Тунис. В Тунисе он встречался с самым значительным суфийским учителем того времени Абу-Мадьяном. В 1180 году в Кордове знакомится со знаменитым Ибн Рушдом (латинизированное имя — Аверроэс). К 30-ти годам Ибн ал-Араби приобрел уважение и известность в суфийских кругах благодаря своим способностям к философским и эзотерическим наукам, широте кругозора и благочестию.
На два года — с 1195 по 1197 — Ибн ал-Араби осел в городе Фес, где общался с богословами, мистиками и суфиями. В это время арабским владениям в Андалузии угрожал захват со стороны кастильского короля Альфонсо VIII, а мусульманские богословы ожесточенно спорили о смысле бытия.
В 1200 году Ибн ал-Араби начинает готовиться к хаджу — паломничеству в Мекку, навсегда покидает родную Андалусию и отправляется на Восток. В Марракеше он переживает видение, в котором, превратившись в птицу, парящую вокруг Божественного Трона, получает наказ отравиться в хадж, взяв себе в спутники Мухаммада ал-Хассара, ученого из Феса. Он едет в Фес, потом в Беджаю, а потом в Тунис, снова встречаясь с Абу-Мадьяном.
В 1202 году Ибн ал-Араби отбыл в Мекку через Александрию и Каир, где в это время после нескольких неурожаев был страшный голод. По дороге в Мекку он посетил Иерусалим и Хеврон, поклонился могилам патриархов, откуда перебрался в Медину, и в том же году оказался в Мекке.
Здесь им был написан знаменитый поэтический сборник Тарджуман аль-ашвак ("Толкователь желаний") — собрание суфийских поэм и комментарий к ним. С 1223 года до самой смерти, наступившей 10 (16) декабря 1240 года, Ибн ал-Араби жил в Дамаске, пользуясь покровительством религиозных и светских властей.
В 1229 году Величайшего Учителя посещает видение, в котором пророк Мухаммад повелевает ему написать книгу Фусус ал-хикам ("Геммы мудрости"). В этом труде Ибн ал-Араби разработал концепцию, позже получившей название вахдат ал-вуджуд ("единство бытия"), которая стала важнейшим направлением суфийской мысли и вызвала нешуточные споры среди богословов.
Читайте также: Мистики: Рамакришна, узревший всех богов
В другом своем произведении Aл-Футухат ал-маккийа ("Мекканские откровения") Ибн ал-Араби описывает совместное восхождение к Истине (именно так предпочитает именовать Бога Ибн ал-Араби. Одно из "прекрасных имен" или атрибутов Аллаха в исламе — "Истинный", или "Истина" (ал-хакк), а высшее знание тайн бытия суфий получает в момент озарения или в результате откровения. Оно отлично от интеллектуального знания (ильму), к которому возможно придти рациональным путем.
Письменное наследие Ибн ал-Араби составляют около 400 (или гораздо больше) сочинений, из них до нас дошло не более 200. По преданию, в начале ХVI века над могилой Мухаммада ибн ал-Араби был сооружен роскошный мавзолей.
Читайте все публикации в серии "Мистики в реалиях"
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"