Мистики в реалиях: кабаллист Абулафия

Средневековый испанский мистик и каббалист Абулафия был основателем пророческой, либо профетической каббалы, которая дарует ясновидения и позволяет общаться с Богом. Он хотел обратить в иудаизм самого Римского Папу, который приготовил было для еретика костер, но сам умер накануне его приезда. После этого Абулафию почитали на Сицилии как мессию.

Знаменитый средневековый испанский каббалист и мистик Авраам бен Самуэль Абулафия или, в другом прочтении, Аврахам бен Шмуэль Абулафия появился на свет около 1240 года в Сарагосе, бывшей тогда под мусульманским владычеством. Его детство прошло в Туделе в королевстве Наварра.

Читайте также: Мистики в реалиях: иллюминат Адам Вейсгаупт

После смерти отца, который обучал его Талмуду, 18-20-летним юношей он совершил путешествие в Землю Обетованную (Эрец-Исраэль), где начал с поисков мифической реки Самбатион, которая якобы в будние дни бурлит, а по субботам покоится, а за ней обитают десять колен Израилевых, но на обратном пути из-за вполне реальных столкновений франков с сарацинами добрался лишь до средиземноморского порта Акко, откуда отплыл в Европу. Поиски десяти потерянных колен Израилевых, чья судьба первоначально беспокоила Абулафию, тоже окончилось ничем.

В 1270 году Абулафия осел в Барселоне, где с головой погрузился в изучение мистики, чтобы отыскать "ключ к каббале", и начал штудировать программное произведение этого учения, "Книгу творения" — Сефер Йецира - и 12 комментариев к ней. В годы своих странствий Абулафия оставался преданным поклонником философии Маймонида.

Уверенный в том, что Господь наделил его пророческим даром, Абулафия в 1280 году отправился в Рим с целью обратить папу Николая III в иудаизм. Понтифик в свою очередь приговорил Абулафию к сожжению на костре, но сам накануне неожиданно умер от апоплексического удара. О чем христианские доброхоты с радостью доложили прибывшему не то мусульманину, не то иудею Абулафии, когда его нога едва переступила через городские ворота. Избежав пламени костра, Абулафия на 28 дней угодил в "лапы" францисканцев. Счастливо избежав гибели, Абулафия приступил к написанию своих воспоминаний.

Он уверенно предсказывал наступление мессианской эры в 5050 году по еврейскому календарю, или 1290 году по нашему сегодняшнему летосчислению. Поверившие в это наивные люди собирали свой нехитрый скарб, чтобы как можно скорее очутиться в Земле Обетованной. Враги Абулафии обвиняли его в том, что он провозгласил себя мессией. Шломо бен Аврахам Адрет открыто называл Абулафию шарлатаном. По мнению Абулафии, и философия, и каббала суть порождения активного разума — с той лишь разницей, что каббала представляет собой более глубокое откровение духа и исследует более глубокую духовную сферу.

В культовом романе "Маятник Фуко" (1988) итальянского писателя, историка-медиевиста и специалиста по семиотике Умберто Эко именем Абулафии (сокращенно Абу) назван компьютер.

Далее читаем у романиста: "Слова пережевываются медлительно; каждое слово, чтобы разобраться на частицы и снова составиться, должно быть распущено во рту, под языком; не приведи бог уронить каплю слюны на ткань кафтана, если утратится хоть одна буква, порвется та нить, которая связывает тебя с высшими сефирот. Этому посвятил всю жизнь Авраам Абулафия, в то время как ваш Святой Фома из кожи вылезал, отыскивая Бога на своих пяти тропинках. "Хохмат га-Зеруф" Абулафии в равной степени явилась ученьем о пермутации литер и ученьем об очищении душ".

Ниже кратко поясним. "Основываясь на учении о десяти сфирот (Божественных эманациях), он использовал и разрабатывал различные методы каббалистической школы Элазара бен Иехуды из Вормса и его последователей, — такие, как церуф (комбинации букв), гематрия, нотарикон и т. д.", — кратко сообщает Электронная еврейская энциклопедия.

Читайте также: Мистики в реалиях: Король чародеев

Исследователи полагают, что мистицизм Абулафии основан на рациональных предпосылках и обнаруживает точки соприкосновения как с исламским суфизмом, так и с учением христианского мистика Майстера Экхарта, чем в корне отличается от предшествовавших ему учений иудейской каббалы.

В последние годы жизни Абулафия много путешествовал по Италии, но в 1291 году его следы теряются окончательно. Вероятно, он умер в 1292 году и, как полагают исследователи, в Барселоне.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"