Каждый год 12 мая отмечается Международный день медицинской сестры. Неслучайно почти совпадает этот профессиональный праздник с Днем Победы. Ежедневный труд медсестер в годы ВОВ можно назвать подвигом.
Немного об истории этого профессионального праздника. Его дата выбрана не случайно. 12 мая — день рождения знаменитой медсестры Флоренс Найтингейл, которой в период Крымской войны (1853-1856) была организована первая в мире служба сестер милосердия.
Осенью 1854 году Найтингейл отправилась в Скутари (Турция), а потом и в Крым для посещения полевых госпиталей. Вместе с ней отправилось 38 помощниц, в число которых вошли сестры милосердия и монахини. В результате ее действий в лазаретах значительно уменьшилась смертность. В 1856 году Флоренс Найтингейл поставила за свои деньги на одной из самых высоких гор Крыма большой крест, изготовленный из белого мрамора, для того, чтобы почтить погибших во времена Крымской войны солдат, врачей и медицинских сестер.
По решению Лиги Международного Красного Креста и Красного полумесяца в 1912 году была учреждена медаль, носящая имя легендарной "матери всех медсестер". Она и сегодня считается самой почетной и высшей наградой для сестер милосердия по всему миру. Каждые два года Международный Комитет Красного Креста в этот день присуждает 50 медалей имени Флоренс Найтингейл — высшая награда для медицинских сестер. 46 советских и российских медсестер в разные годы были награждены этой медалью.
Читайте также: Знамя Победы водрузил каждый солдат
Официально решено было отмечать данный праздник только в начале 1974 года: с того момента, когда сестры милосердия из 141 страны объединились в одну общественную профессиональную организацию — Международный совет медицинских сестер. В России данный праздник начали отмечать с 1993 года.
У автора этих строк само понятие "медицинская сестра" ассоциируется с совершенно конкретным человеком — с 91-летней Зинаидой Федоровной Кукушкиной. Именно ее я поздравляю в День Победы самой первой. Эта замечательная женщина в годы Великой Отечественной почти два года подряд, до ранения, была как раз медсестрой фронтового госпиталя.
Она маленькая и хрупкая, и когда внук помогает ей одеть все ордена и медали, которыми она награждена, на ее груди просто не хватает места. Никогда не слышал таких берущих за душу рассказов о войне, как от Зинаиды Федоровны. Как-то даже книгу взялся писать о ней, да все как-то текучка заедала. Но записи бесед с героической фронтовой медсестрой остались. Спешу поделиться ими с читателями "Правды.Ру". Вот что рассказывала о войне Зинаида Федоровна Кукушкина:
"Самое трудное — это заставить себя вылезти из окопа и ползти по полю боя, собирая раненых. Конечно, было это не очень часто, все-таки это работа для санитаров-мужиков, а не для медсестер-девчонок. Но, помню, летом 1943 года под Белгородом несколько недель подряд каждый день, по много раз, приходилось вытаскивать раненых с поля боя и мне. Просто всех санитаров тогда убило, некому больше было…
Читайте также: Перед "Чайкой" небо сняло шляпу
Солдаты смеялись: во мне веса было всего-то с полцентнера, да рост, как говорится, метр с кепкой, а я здоровущих мужчин в тыл вытаскивала. Нашла я свой способ передвижения: закатываешь раненого на плащ-палатку, и тащишь — так легче. Хорошо, конечно, если раненый в сознании, он хоть помочь может как-то себя транспортировать. А если он без сознания? Это же ужас какой-то… Но как-то все-таки справлялась.
В полевом госпитале же самое трудное, по-моему — это объяснить раненому необходимость ампутации. Каких только матюгов врачи и сестры не наслушаются… Очень хорошо помню юного солдатика, который был с меня размером — маленький то есть. У него раздробило обе ступни, не знаю чем, по-моему, миной.
Конечно, к "пожеланиям" раненых хирурги прислушивались мало, если надо, отрезали конечности, никого не спрашивая, но тут получилось так, что солдатик был в сознании и каким-то образом понял, что ему сейчас будут отрезать обе ноги. И он плакал в голос: мол, я и так ростом мал, а тут еще ног не будет. Как я после войны с девушками знакомиться буду? Дали ему спирта, все равно не успокоился. Но ноги ему отрезали все-таки. Сейчас, когда этот момент вспоминаю, у самой слезы катятся…
Или такое дело: в нашем полевом госпитале закончились расходные материалы, и меня послали за ними в госпиталь фронтовой — при нем как раз и были медицинские склады. Выдали мне полуторку, водителя, бумаги, какие полагаются — и поехала. Да попали под авианалет, и немецкий летчик давай за нами гоняться, из пулемета строчить. Страшно… В общем, ранил он водителя, причем серьезно, в живот. И улетел — наверное, патроны кончились.
Водитель вести грузовик не может, кровью истекает. Перевязала его, спирту разведенного дала, вроде полегчало. Что дальше делать-то? Без бинтов и лекарств нашему госпиталю нельзя. А водитель и говорит: садись-ка, дочка, за руль сама, я тебя сейчас буду учить, как ехать. Села за руль, а у меня ноги едва-едва до педалей достают.
Читайте также: Крутое пике: из летчика в Чингачгука
Ну, и начал он командовать, что делать, чтобы машина поехала. Первый километр очень долго ехали, машина дергалась, останавливалась и так далее. А потом — ничего, как-то я под руководством раненого водителя приспособилась. Так и доехали до медицинских складов. А водитель-то, как доехали, умер… На обратную дорогу мне другого шофера дали".
Зинаида Федоровна после войны стала врачом, всю жизнь работала, как сейчас говорят, в "горячих точках". Например, почти два года в воюющем Вьетнаме в полевых госпиталях служила, обучала тамошних практикантов медицинским премудростям. Потом в Анголе была консультантом, в числе прочих советских врачей лечила первых лиц государства. Вот почему у нее так много наград — кроме советских орденов и медалей, есть у нее еще и несколько вьетнамских и ангольских…
Она работала до 75 лет и лишь в этом возрасте вышла на пенсию. Однако в поликлинику, где закончила свой трудовой путь, она до сих пор заходит, ее там очень хорошо помнят. Может быть, уже здоровье не то, ослабло зрение и так далее. Но душа у нее и сейчас так же молода, как и тогда, на фронтах великой войны…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"