2 июня 1740 года родился Донатьен Альфонс де Сад

Кем был де Сад в действительности?

"Вся человеческая нравственность заключена в следующих словах: "Делай других счастливыми в той степени, в какой ты желаешь сам быть счастливым. Никогда не делай другим такого зла, какого не желаешь себе".

Эти слова принадлежат человеку, именем которого названо половое извращение, при котором для достижения сексуального удовлетворения необходимо причинение партнеру боли и страдания. Французский писатель, о котором Симона де Бовуар ( Simone de Bovuar ) остроумно заметила, что у Сада "пенис — кратчайший путь между двумя душами".

Имя де Сада сегодня было бы известно лишь узкому кругу историков Великой Французской революции, если бы в конце XIX века немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг ( Richard von Krafft-Ebing ) не издал книгу "Половая психопатия" ( Psychopathia Sexualis ). В ней он описал разные сексуальные извращения, в том числе и получение полового удовлетворения с помощью причинения или получения боли. Доктор долго мучился, каким именно термином назвать это отклонение, и тут набрел на имя де Сада. Сексолог довольно условно ввел медицинский неологизм — садизм. Благодаря авторитету Крафт-Эбинга новый термин используется в работах многих психиатров, среди которых доктор Фрейд ( Freud ) и его ученик Юнг ( Jung ). Хотя в биографии Сада нет ничего такого, что можно подвести под ныне действующий термин садизм .

Анальный секс, за который маркиза преследовала полиция, в те времена был самым невинным занятием аристократии. Арестовывали Сада по просьбам его тещи, весьма влиятельной парижской дамы, с которой у ее любвеобильного зятя были весьма натянутые отношения. Уникальность маркиза в том, что он сохраняет широкую популярность и при этом оценивается крупнейшими философами XX века как человек, соединивший (или разделивший) эпоху Просвещения и эпоху романтизма. В отличие от общепринятого мнения у де Сада почти нет эротических произведений. Чисто эротическим можно считать роман "Философия в будуаре" ( Philosophie dans le boudoir ), в котором эротические сцены выписаны как взаимное наслаждение героев (редкий случай у де Сада), где любовные вакханалии завершаются извержением философских монологов.

2 июня 1740 в Париже появился на свет Донасьен Альфонс-Франсуа граф де Сад ( Donatien Alphonse François, comte de Sade ), известный более под литературным своим именем маркиз де Сад ( Marquis de Sade ). Его отец граф де Сад, потомственный наместник в ряде провинций, служил королевским посланником при дворе немецкого курфюрста и послом в России. Мать была фрейлиной принцессы де Конде. Учителями будущего порнографического писателя были люди весьма почтенные: католические аббаты и отцы-иезуиты.

В 14 лет он поступает в кавалерийское училище. Через год ему присваивают звание младшего лейтенанта королевского пехотного полка. В 1756 — 1763 годах маркиз де Сад принимает активное участие в сражениях Семилетней войны. Весной 1763 года в звании капитана кавалерии он уходит в отставку. 17 мая того же года, с благословения короля Людовика XV в церкви Святого Роха совершается бракосочетание между маркизом де Садом и девицей де Монтрей, старшей дочерью президента налоговой палаты. А уже в октябре де Сада заключают в башню замка Венсенн за скандальное поведение в доме свиданий. После заключения в замке на пятнадцать суток де Сада выпускают на свободу. О генеральном наместнике провинций полицейский инспектор Марэ писал известной парижской бандерше: "я бы настоятельно советовал вам отказать маркизу де Саду, если тот начнет требовать девицу легкого поведения для забав в уединенном доме свиданий". Поводом послужила жалоба одной парижской путаны, которая обвинила нового королевского наместника в содомии (анальном сексе) и бичевании. Находясь в родовом поместье Лакост в компании с танцовщицей, де Сад выдает ее за свою жену. Из очередного донесения инспектора Марэ: "Вскоре мы снова услышим об ужасных поступках де Сада, который ныне старается уговорить девицу Ривьер из Оперы стать его любовницей, предлагая ей за это, по двадцать пять луидоров в месяц. В свободные от спектаклей дни девица обязана будет проводить время с де Садом на вилле. Девица, тем не менее, ответила отказом".

Маркиз де Сад повстречал вдову кондитера Розу Келлер. 36-летнюю особу без определенного рода занятий. Нищенка согласилась подняться в фиакр маркиза, который привез ее на свою виллу. Вынудив женщину раздеться, дворянин жестоко избил ее плеткой-семихвосткой с узелками на концах, а затем смазал пострадавшие части тела мазью из белого воска. Угостив даму завтраком, он запер ее в комнате. Несчастной удалось выпрыгнуть из окна. Оглашая парижское предместье проклятьями против аристократов, Роза отправилась в участок, где подала на де Сада преувеличенную жалобу. Поскольку преступление совпало с Пасхой, простолюдины пришли в возбуждение. За большую по тем временам сумму в 2400 ливров мадам Келлер отказывается от поданной жалобы. Несмотря на это, инспектор Марэ, выполняя постановление уголовного суда, доставил задержанного в крепость Пьерре-Ансиз, вблизи Лиона. Верховный суд Франции утверждает королевский указ о помиловании де Сада. Он отделывается штрафом в размере 100 луидоров.

"Марсельское дело" В 10 часов утра, де Сад, "человек прекрасно сложенный, с решительным выражением лица, одетый в серо-голубой фрак, жилет и розовые панталоны, со шпагой, охотничьим ножом и тростью в руке", в компании со своим лакеем поднимается в комнату девицы Мариетт. В комнате находились еще три 18-летние девицы легкого поведения. Если верить полицейскому протоколу, они занимались тем, что избивали друг друга. От анального секса девушки, по их словам, отказались, но употребляли возбуждающие конфеты, которые предложил им маркиз.

На следующее утро де Сад наносит визит молоденькой Маргарите Кост, которой он предложил заняться содомией. Затем маркиз угостил Маргариту теми же самыми конфетами. Проститутки, страдая от болей в желудке, обвиняют де Сада в попытке отравления. С наигранным возмущением девушки обвинили клиентов в гетеросексуальной содомии. В замке Лакост производится обыск. Де Сад и Латур предусмотрительно скрылись. Свояченица маркиза, последовала за ним в его бегстве. Обвиняемых заочно приговаривают к публичному покаянию на паперти кафедрального собора, затем их должны были препроводить на площадь Святого Людовика "с тем, чтобы отрубить де Саду голову на эшафоте, а Латура повесить на виселице. Тела де Сада и его слуги будут сожжены, а прах — развеян по ветру".

На площади Проповедников после символической казни сжигаются чучела де Сада и Латура. Тем временем маркиз прибывает в Шамбери, столицу герцогства Савойского. По приказу короля Сардинии де Сада и его слугу арестовывают. Арест произведен, главным образом, из-за настоятельных требований тещи де Сада, мадам де Монтрей. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1773 маркиз де Сад совершает побег из крепости вместе с лакеем Латуром и неким бароном. Мадам де Сад во многом способствует успеху этого предприятия.

Продолжительность заключения в Миолане — 4 месяца и 20 дней

В течение всего следующего года де Сад живет в родовом замке. Маркиз вынужден был соблюдать крайнюю осторожность, так как над ним постоянно висела угроза немедленного ареста. Обвинения в похищении трех местных девушек с целью совращения значительно осложняют и без того нелегкое положение маркиза.

Анна Соблоньер, по прозвищу Нанон, исполнявшая в замке обязанности горничной, забеременела от маркиза и родила дочь, которая прожила три месяца. Под именем графа де Мазан, де Сад путешествует по Италии, где углубляет свои познания в оккультных науках. Де Сад возвращается в Лакост. Итальянские впечатления, без сомнения, повлияли на композицию "Жюльетты", одного из главных трудов маркиза. Отец Катерины Трийе, по прозвищу Жюстина, — служанки в замке де Сада, с громкими криками всенародно требует от маркиза возвратить домой Катерину. Разгневанный отец стреляет в сеньора из пистолета, но промахивается. Однако полиция на два месяца заключает под стражу королевского наместника, пока Верховный суд Франции не ратифицирует высочайшее королевское помилование. Король позволяет ему подать кассационную жалобу, и парламент кассирует решение марсельского суда. Несмотря на принятое постановление, де Сад, в сопровождении полицейских, направляется в Венсенн. По пути он скрывается от полиции в родовом гнезде.

Инспектор Марэ, получив соответствующую информацию от тещи де Сада, арестовывает его в замке Лакост. Маркиза отправляют в известный своими строгими порядками Венсенский замок. В течение первых трех месяцев нового заключения узник испытывает страдания от строгих порядков, что нанесет непоправимый вред его душевному здоровью. Позже тюремный режим несколько смягчается. Де Саду разрешают пользоваться пером и чернилами, а также два раза в неделю выходить на прогулку. Галантная переписка между де Садом и подругой его детства. Мадам де Сад получает разрешение навестить мужа в Венсенском замке. Посещения мадам де Сад прерываются из-за свирепых приступов ревности , мучающих ее супруга. Мадам де Сад постригается в монахини, чтобы избавить мужа от беспочвенных подозрений.

В 1782 г. маркиз де Сад завершает работу над сборником литературных произведений, в том числе философский "Диалог между священником и умирающим" ( Dialogue entre un prêtre et un moribond ). В нем литератор называет Иисуса Христа "самым обыкновенным мошенником и заурядным обманщиком, наглецом, клеветником, грубым шутом и опасным бездельником". Он советует "не предаваться пустым угрызениям совести", если преступление уже является свершившимся фактом, на том основании, что они "не предохранили нас от преступления ранее и ничего не изменят в будущем". 29 февраля 1784 де Сада переводят в Бастилию.

Продолжительность содержания в замке Венсенн с 7 сентября 1778 года составила 5 лет, 5 месяцев и 3 недели

22 октября 1785 г. де Сад начинает работу над так и оставшимся неоконченным романом "120 дней Содома" ( Les 120 journées de Sodome ), Через 37 дней писатель заканчивает работу над манускриптом, представлявшим собой рулон бумаги длиной около 20 метров. Этот роман — настоящая энциклопедия сексуальных извращений, где идет протокольное перечисление всех возможных видов изнасилований, наказаний и казней. 8 июля 1787 де Сад завершает работу над повестью "Жюстина или Несчастная судьба добродетели" ( Justine ou les Malheurs de la vertu ), написанной всего за 15 дней, где изображает распутства разных либертенов, увиденные глазами жертвы. Ни о каком наслаждении, ни о каком смаковании насилия речь здесь не идет.

В 1791 году у парижских книготорговцев появилось двухтомное издание "Жюстина, или Несчастья добродетели", продававшееся по цене свыше 7 ливров. Открывая первый том, читатель видел фронтисписработы художника Шери, изображающий Добродетель между Сладострастием и Безбожием. Имя автора книги не указывалось. "Жюстину" покупали неплохо. Тираж ее неоднократно допечатывался в течение почти целого десятилетия, несмотря на публиковавшиеся в книжных обзорах протесты и призывы изъять книгу из обращения, несмотря на требования отдельных читателей уничтожить ее. Пик популярности "Жюстины" пришелся на 1795 — 1800 годы, когда вся читающая Франция знала ее чуть ли не наизусть.

С приходом к власти Наполеона книга подверглась суровым гонениям и постепенно стала библиографической редкостью. Сегодня несколько странно, что современники Сада сопоставляли повесть с романом Шодерло де Лакло ( Choderlos De Laclos ) "Опасные связи" ( Les liason dangereus ) и считали, что обе книги наносят нации огромный вред.

Книжный рынок тогда буквально захлестнула волна порнографии. Особой популярностью пользовалась тема педерастии и лесбиянства в монастырях. Литература об иезуитах состояла из описаний содомии. Пользовался популярностью особый глагол "лойолизировать" (от имени Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов) в значении сношаться в зад. Переиздавались и тиражировались побасенки про аббата Куйярдена (фр. couill - мошонка, couillon - мудак), превратившего церковь в бордель.

Порнография украшала газеты, стены и заборы. Преобладала антикатолическая тема. На одной из популярных цветных гравюр изображен старый священнослужитель: он непристойно заголился, обнажив вздыбленный половой орган, которым любуется черт, в свою очередь возбудившийся от такого зрелища. Другой рисунок изображает симпатичную розовощекую аббатису: заголившись снизу, она, расставив красивые ноги, рассматривает отражение своих половых губ в зеркале, установленном перед ней на полу; рядом с ней на стуле сидит прелат и онанирует свой огромный член. Многие порнографические гравюры, исполненные на высоком художественном уровне, преследовали цели идеологической и политической пропаганды.

Секс и политика, секс и идеология в революционном Париже шли рука об руку. Вот некий старец шествует с довольной улыбкой на лице, неся под мышкой батон хлеба, а в руках — торт в виде Бастилии; на его поднявшемся пенисе подвешены судки, в них каплет сперма старика (накапало много). Таким экстравагантным способом художник хотел изобразить нацию, довольную и счастливую после принятия республиканской конституции. Вот еще цветной эстамп: генерал Лафайет ( de Lafayette ) оседлал страуса, изображенного в виде огромного пениса с внушительной мошонкой. Голова страуса представляет собой головку полового члена. Генерал лихо гарцует на страусе перед королевой Марией-Антуанеттой, которая восхищенно гладит шею "страуса".

Продолжение

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *