Саров. Еще совсем недавно этого города не было на картах. В документах он обозначался как Арзамас-16, но и такого названия в географических атласах не встречалось. А в энциклопедиях не было ни Сарова, ни Арзамаса-16, ни даже святого Серафима Саровского. И вот сейчас некоторые недальновидные политики хотят не только рассекречивания самого города, но и добиваются его открытия. Но, слава Богу, пока еще Саров остается закрытым городом, ибо здесь, как говорят сами саровцы, располагается ядерное сердце России, святой ядерный щит.
Открыть город означает подвергнуть смертельной опасности ядерное сердце. Ведь вместе с толпами паломников к святыням, связанным с именем Серафима, сюда притекут и враги нашего государства. Совершение террористического акта на каком-либо из объектов Сарова может привести к катастрофе похуже, чем Хиросима и Чернобыль. И тогда мы лишимся не только сотен тысяч человеческих жизней, но и многих главных преимуществ России перед Америкой. Преимуществ, которые пока еще сдерживают ненасытных учредителей нового мирового порядка от прямого наступления на Россию. А в Сарове имеется немало такого, что вызывает и зависть, и злобу нынешних заокеанских «друзей и партнеров».
В ядерном музее Сарова лежат и свисают с потолков могучие киты холодной войны — наши первые и серийные ядерные бомбы. Как исполинский памятник, стоит в здесь самая мощная в мире экспериментальная водородная бомба А602ЭН. Она была испытана 30 октября 1961 года на полигоне «Новая Земля». Ее расчетная мощность — более 100 мегатонн тротилового эквивалента. Три таких бомбы равнозначны всему взрывчатому запасу, израсходованному в войне 1941-1945 годов! Наши ядерщики в шутку и весьма метко окрестили ее — «Кузькина мать». Побывав в музее, наконец, понимаешь, какую именно «Кузькину мать» имел в виду Хрущев, совершая свое знаменитое выступление перед Генеральной ассамблеей ООН. После того, как прошло испытание «Кузькиной матери», американцы надолго отложили планы войны с Советским Союзом.
Совсем недавно гостями ядерщиков Сарова стали участники научно-практической конференции «Русские святые». Среди них — писатели Сергей Перевезенцев, Виктор Николаев, Александр Стрижев, Алла Бородина, Валерий Шамшурин и многие другие, включая автора этой статьи. Конференцию организовал Арзамасский государственный педагогический институт, возглавляемый замечательным ректором, доктором исторических наук, заслуженным работником высшей школы Евгением Павловичем Титковым. Пединститут в Арзамасе — явление само по себе уникальное. В нем одновременно обучается пять тысяч студентов, а если учесть, что всё население Арзамаса сто двадцать тысяч человек, по получится, что каждый двадцать четвертый житель города — студент пединститута!
Русские святые и ядерный щит… Кто-то скажет: вещи несовместимые. Возможно, для покойного академика Сахарова это и впрямь были несовместимые понятия, когда он выступал среди инициаторов сноса Саровского монастыря. Но для тех, кто приехал в Арзамас на конференцию, ясен сокровенный смысл нахождения ядерного сердца России именно здесь, где жил и окончил дни свои один из главных столпов Православия и молитвенников за Россию — праведный старец Серафим.
Именно с Серафимом потаенно увязано многое в двадцатом столетии. Ставка командования во время Курской битвы находилась в непосредственной близости с Курской Коренной обителью, где Серафим начинал свой монашеский подвиг. Самое крупное в истории танковое сражение проходило на Прохоровском поле, а мирское имя Серафима — Прохор. И впоследствии главное сражение холодной войны — создание ядерного щита Родины — проходило не где-нибудь, а в Сарове, где старец провел большую часть жизни и скончался в своей келье во время молитвы.
Мужество нашего народа, наше крепкое оружие и русские святые — вот что всегда являлось залогом великих побед!
Собственно говоря, именно этой теме и было посвящено подавляющее большинство докладов участников конференции. Затаив дыхание, внимала огромная аудитория студентов. Причем, не только исторического и филологического, но и всех других факультетов. Особенно много было юношей и девушек с физико-математического. Им в ближайшем будущем предстоит встать на нелегкую вахту в ядерном сердце страны.
Из Арзамаса конференция переместилась в Саров, где прошли встречи и беседы с ядерщиками. Затем участники конференции отправились в Дивеево, чтобы убедиться, как чудесно и стремительно возрождается старинная обитель. На третий день гости нижегородской земли посетили Болдино, волшебное пушкинское село, где гений мировой литературы создавал свои лучшие произведения в те же дни, когда неподалеку, в Сарове, совершал свои монашеские подвиги старец Серафим. Ибо всё в нашей жизни чудесно и таинственно взаимосвязано.
Александр Сегень "> Александр Сегень ,
писатель ,
"Русское воскресение",
октябрь 2003
Читайте в рубрике https://nasledie.pravda.ru/ :
Главный человек русской истории. Преподобный Серафим сквозь призму времени
У президентского подарка Саровскому храму оторвался «язык»