"Великая Леушинская тайна". Монастырь - под водой...

Леушинский монастырь был в конце XIX-начале XX веков одним из самых больших женских монастырей России. В нем подвизалось до 700 насельниц. Благодаря неутомимым трудам "Игумений всея Руси" Таисии и молитвенному покровительству Всероссийского Пастыря отца Иоанна Кронштадтского Леушинский монастырь стал в один ряд с такими обителями, как Дивеево и Шамордино. Из него, как из мощного корня, произросли многие другие женские монастыри на севере Руси, основанные или возрожденные неутомимой труженицей и "сотрудницей о.Иоанна" игуменией Таисией: Сурский на родине Дорогого Батюшки, Иоанновский в Санкт-Петербурге, Воронцовский на Псковщине, Черноезерский и Парфеновский в Новгородской губернии, Ферапонтовский (со знаменитыми фресками Дионисия) в Вологодской — они позволяют говорить об особой школе женского монашества, основанной игуменией Таисией.
Все это требует особого внимания и пристального исследования истории и духовной традиции Леушинского монастыря.

(...)
Леушинская Тайна воплотилась также в образе Божией Матери, который в последнее время все более прославляется по всей Руси. Это икона Божией Матери — "Аз есмь с вами, и никто же на вы".

Образ Похвалы Божией Матери, получивший впоследствии столь утешительное название, был пожертвован в Леушино при самом его начале еще в 1862 году гатчинским купцом Медведевым, который, узнав, что на его родине воздвигается храм Божий, пожертвовал в него хранившуюся у него чтимую икону Похвалы Богоматери. Она стала первой иконой строившегося храма и главной святыней Леушинского монастыря. Именно на поклонение этой святыне приезжала в Леушино старица-монахиня Сергия и получила откровение об основани здесь монашеской обители.

Именно в честь этой иконы Игумения Таисия воздвигла величественный Свято-Похвальский собор, по которому и сам монастырь стали называть Похвальским.

В Леушинской иконописной мастерской под руководством монахини-иконописицы Алипии делались списки с этого образа. Один из списков был преподнесен Дорогому Батюшке во время посещения им Леушино. Именно на этом списке Матушка Таисия и благословила сделать глубоко знаменательную надпись: "Аз есмь с вами, и никтоже на вы", которая выражала надежду леушинских сестер на крепкие и непрестанные молитвы отца Иоанна Кронштадтского о Леушино. Этот образ пробыл у Всероссийского Пастыря несколько лет. Незадолго до кончины отец Иоанн благословил этим образом известного петербургского купца Василия Муравьева, предсказав ему при этом, что придет время, когда тот будет молиться пред этим образом о спасении России и повторит подвиг тысячедневной молитвы на камне. Иоанн Кронштадтский пророчески назвал Леушинский образ "Спасительница России". Все это сбылось в точности: купец Муравьев после революции принял монашество с именем Серафим в Александро-Невской лавре и в канун войны в Вырице повторил подвиг своего небесного покровителя — молился тысячу дней и ночей и вымолил как град Петров, так и всю Россию пред Леушинским образом "Аз есмь с вами и никтоже на вы". После кончины преподобного Серафима Вырицкого образ в 1960-е годы попал в Киев, где его хранил архимандрит Херувим. Пять лет назад в 1997 году образ был принесен в Козелецкий Свято-Георгиевский монастырь близ Чернигова. Здесь икона прославилась многими чудесами и исцелениями. В честь нее установлен день празднования — на Похвалу Божией Матери, утвержден тропарь и кондак, устроен и освящен придел храма. Эта икона стала первой прославленной иконой наступившего III Тысячелетия.

Божия Матерь, Заступница рода христианского, на пороге нового смутного и скорбного времени вновь обращает к нам кроткие и крепкие слова "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Этот ободряющий глас Божией Матери впервые "прозвучал" и раздался на всю Россию именно из Леушино. Это стало явлением Леушинской тайны всей Руси. Зная все это, грустно сознавать, что ныне Леушинского монастыря нет на земле, что он находится под водой. В советское время "врата ада" извергли всю свою злобу на сие избранное место и излили целое рукотворное море на Леушинский край. Рыбинское водохранилище, возникшее в 1941 — 1947 гг. в Молого-Шекснинской низменности, стало самым большим искусственным морем в мире. Силы ада попытались уничтожить Леушинскую тайну, но это удалось им сделать только внешним образом — рукотворным потопом. Святыня ушла под воды моря подобно древнему легендарному граду Китежу, и ныне почивает под водным спудом. Но это — временное попущение Божие с тем, чтобы Леушинская тайна открылась еще громче прежнего, прежде духовно — а вслед за тем явится и сама обитель. И в этом особая часть Леушинской тайны.

Затопление монастыря и его будущее явление из-под воды Господь открыл Игумении Таисии в пророческом видении о грядущих судьбах обители. В своих "Записках" Игумения Таисия рассказывает об одном видении, бывшем ей как раз накануне ее назначения в Леушинскую общину в 1881 году. Матушка Таисия поняла его как предсказание о своем настоятельстве в Леушино, но это видение, как сейчас очевидно, имело более широкий и глубокий смысл. Оно оказалось откровением Божиим о грядущих судьбах Леушинского монастыря, явленным в таинственных образах, по силе, характеру близких библейским.

"...Видится мне следующий сон. Иду я где-то и подхожу к ржаному полю; рожь так высока, густа и хороша, что на редкость, а мне предстоит все это поле пройти, именно рожью, так как дороги никакой нет, а идти я должна". Некий глас с неба открыл ей, что она должна "выжать все это поле". Цветущее поле изображало расцвет монастыря во время игуменства Таисии до его закрытия после революции. Леушинская обитель стала цветущим Садом Божией Матери на Севере Руси, принесшим богатый духовный урожай Богу.

После ржаного поля матушка Таисия увидела "огромное пространство воды, которому и конца не видно; но я почему-то знала, что это вода наливная, а не самобытная, что тут-луг, сенокос". Удивительно, что Таисия как нечто важное подчеркивает в своем рассказе, что это огромное море было "наливное, а не самобытное". Могла ли Игумения предполагать, что ее монастырь действительно некогда окружат бескрайние пространства Рыбинского водохранилища, которое зальет и погубит многие заливные луга и сенокосы?! Эта вода не остановила подвижницу. "...И я пошла; между тем оказалось довольно глубоко, чем дальше, тем глубже, и я стала бояться утонуть, так как плавать не умею, а вода покрывала меня по шею". Это видение исполнилось в 1940 году, когда началось медленное затопление бассейна реки Шексны, длившееся до 1946 года, и монастырь ушел под воду. (Уровень воды в районе монастыря колеблется в разное время года от 1 до 7 м.).

Далее произошло чудесное событие. Когда, казалось, уже не было никакой надежды на спасение, пришла небесная помощь: "вдруг сверху, как бы с неба упал прямо мне в руку (правую) настоятельский посох, и тот же голос, который говорил мне о ржи, снова сказал при падении посоха: "Опирайся на него,- не потонешь." Упавший с неба посох, является не только символом игуменской власти, но также знамением твердой опоры. "Аще бо и пойду посереде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица (посох) Твоя, та мя утешиста" (Пс.22). С помощью посоха она проходит воду и достигает монастыря. "Действительно, с помощью этого посоха, я шла далее водой, и, наконец, вода стала мелеть, скоро показался луг зеленый, и невдалеке белокаменная ограда, в которой виднелись храмы и корпуса, то есть монастырь. Из храма выходил крестный ход, направлявшийся в те ворота, к которым подходила и я, опираясь на посох".

Закончился чудесный сон тем, что "в самых воротах" крестный ход встречает Игумению, певчие поют входное "Достойно есть", "и крестный ход вместе со мной направился обратно к храму".

Третью часть сна можно считать пророчеством о восстановлении славы монастыря, о прославлении Божией Матери на месте сем "Достойно есть". Если исполнились две предыдущие части видения, видимо, предстоит исполнится и этой последней части. Игумения должна войти монастырь. Каким образом, как и когда — также неведомо, как было неведомо исполнение предыдущего...

Сие море, ставшее "святым", хранит честные останки Верной Служки Божией Матери, Благодатной и Богомудрой Старицы Великой Игумении Таисии. Матушка исполнила свой обет, данный ею Богородице, и не оставила Леушино даже после его затопления.

Вся история Леушинского монастыря — история неугасимой свечи Пречистой Деве, неусыпающего Акафиста, неумолкающей Похвалы Божией Матери. Пожалуй, нигде на земле не славилось так Имя Пречистой, как в Ее Леушинском уделе. Более — только на Небесах.

В этом и состоит "Великая Леушинская тайна", ныне пребывающая под спудом рукотворного моря, но имеющая явиться в грядущие времена и теперь уже являющаяся духовно всей Руси. Леушино, будто подводная Святая Русь, светит из своей глубины всей России и всем притекающим к нему.

Священник Геннадий (Беловолов)

P.S.
Ныне зримой сохранившейся частью Леушино на земле остается Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, милостию Божией восстанавливаемое и возрождаемое... Для всех желающих помочь в восстановлении Леушинского подворья и подвизаться в нем — адрес храма: Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 31.

P.P.S.
На карте России Леушино как географическое название сейчас не существует. Небольшая деревня, некогда затерянная в глуши дремучих лесов в пойме Шексны между Череповцем и Рыбинском, давшая имя знаменитому монастырю, — ныне покрыта "рукотворным морем" Рыбинского водохранилища. И тем не менее Леушино, будучи физически уничтожено, продолжает существовать...

Священник Геннадий Беловолов (Беловолов Геннадий Владимирович).
Родился в 1958 году на Северном Кавказе. Окончил Московский институт культуры и Кубанский университет, аспирантуру ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Основатель и директор музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтского (Кронштадт), с 1999 года — настоятель возрождаемого Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. Автор публикаций, посвященных Ф. М. Достоевскому, святителю Игнатию Брянчанинову, игумений Таисии, а также книг о православных святых.

Источник: "Всерусскiй Соборъ"
Фото: Leushino.Ru

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе