Ровно 22 года назад, 28 мая 1987года, на Красную площадь Москвы сел легкий самолет «Цессна». К остановившейся крылатой машине сбежались зеваки и милиционеры, а пилот спокойно вышел к людям и начал раздавать автографы. Так в столицу СССР, минуя современнейшие средства ПВО, прилетел 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст. Каким же образом простому немецкому юноше удалось то, чего не удавалось ранее никому?
Матиас Руст родился 1 июня 1968 года около Гамбурга. Его отец был бизнесменом, продававшим самолёты «Цессна». На одном из таких аппаратов юноша и пересек воздушное пространство СССР.
Днём 27 мая 1987 года Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Цессна-172Б Скайхок», после чего он совершил промежуточную посадку в аэропорту Мальми в Хельсинки - для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что направляется в Стокгольм.
Вскоре после вылета, Руст прервал связь с финской диспетчерской службой и направился к береговой линии Балтийского моря. Самолет снизился до пятидесяти метров и стал практически невидим для гражданских служб. В воду Руст сбросил специально припасенные канистры с маслом – чтобы сбить с толку возможных наблюдателей или даже преследователей. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения легкого самолётика. Руст же пересёк советскую границу и взял курс на Москву.
В 14.29 на экранах радиолокаторов таллинских ПВО в районе города Кохтла-Ярве появился неизвестный тихоходный объект. Факт пересечения границы не был зарегистрирован ни радарным, ни визуальным наблюдением, поэтому изначально предполагалось, что это заблудившийся гражданский самолет. Однако, на радиозапросы объект не отвечал и на код «свой-чужой» не реагировал. Как и положено, объекту были присвоены боевой общесоюзный номер 8255 и код «чужой».
Три дивизиона Ракетных войск были приведены и боевую готовность. Цель можно было уничтожить в любую минуту, нужна была только команда – но её не поступало. Несмотря на эти факты, впоследствии в советских газетах успех полёта Руста был обусловлен, главным образом, якобы благодаря провалу отечественной системы ПВО.
Для опознания объекта, по тревоге с военного аэродрома «Тапа» были подняты два истребителя-перехватчика «МиГ». Уже через двадцать минут после появления самолета на радаре, пилот первого истребителя сообщил, что в просвет облаков видит цель - легкомоторный самолет белого цвета. Однако сразу после установления визуального контакта самолетик ушел вниз, на высоту 20-30 метров, и исчез не только из поля зрения пилота-наблюдателя, но и с экранов радаров.
Читайте также: Матиас Руст улетел, но обещал вернуться
А Руст продолжил свой путь на юго-восток и к трем часам пополудни уже летел над Псковом. Именно тут произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как «случайность». Журнал «Огонек» потом напишет об этом так:
«В это время в окрестностях древнего города проходили учебные полеты одного из местных авиаполков. В воздухе одновременно находилось до десятка самолетов, поэтому появление на радарах новой точки осталось никем не замеченным. Ровно в 15.00 все воздушные объекты должны были сменить свои коды системы госопознавания. Однако, поскольку полеты были учебные, а летчики - вчерашние курсанты с минимумом опыта, то многие из них за азартом полета просто забывали о смене кода и становились для системы «чужими».
Увидев на экране радара огромное количество «чужих», руководитель радиотехнической группы принудительно присвоил им код «я - свой». В числе прочих получил этот код и самолет Матиаса Руста. Теперь он летел в нашем воздушном пространстве уже как советский малый самолет и интереса для военных не представлял».
Дальше был Торжок. Тут самолет Руста был «легализован» вторично – на сей раз окончательно. За день до полета в сорока километрах от Торжка произошла авиакатастрофа: в воздухе столкнулись истребитель «МиГ-25» и дальний ракетоносец-бомбардировщик «Ту-22М». Район аварии был буквально «наполнен» поисковыми вертолетами.
Случайно над этим же местом пролетела и «Цессна» Руста, а, так как скорость движения и высота немецкого самолетика почти точно совпадали со скоростью и высотой полета поисковых геликоптеров, то диспетчеры и приняли его за вертолет. С таким индексом он и влетел в зону ответственности ПВО Московского округа.
Смотрите фоторепортаж: Ретро-колесница
Удивительно, но когда Руст уже подлетал к Москве, кто-то (неизвестный до сих пор!) дал приказ временно отключить
Посадить самолет немецкому юноше удалось лишь с третьей попытки. Вышедшего из кабины улыбающегося пилота тут же арестовали. «Воздушного хулигана» довольно быстро осудили и приговорили к четырем годам колонии.
Инцидентом же по полной программе воспользовалось политическое руководство страны: через несколько дней лишились своихпостов давно не устраивавшие Горбачева министр обороны СССР маршал Сергей Соколов, отправлен на пенсию главнокомандующий войсками ПВО Александр Колдунов и перевернут практически весь Генштаб. Руст же, отсидев 432 дня, был амнистирован 3 августа 1988 года и отправлен в ФРГ.
По одной из современных версий, полёт Руста являлся тщательно подготовленной акцией иностранных спецслужб. В одном из интервью генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 1991-1997 годах сказал: «Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза».