Идея учреждения Американской киноакадемии родилась в самом начале 1927 года в кругу голливудских бизнесменов. В первых числах января Луи Б. Майер в своем доме в Санта-Монике беседовал со своими двумя друзьями - К.Нагелем и Ф.Нибло, которым изложил идею создания Академии по вопросам киноискусства и учреждения ежегодной премии в этой области.
Именно благодаря энтузиазму и настойчивости Майера эта идея быстро претворилась в жизнь, и уже в марте в отеле «Амбассадор» состоялось первое собрание 36 представителей американских киностудий, на котором было заслушано сообщение киноактера Дугласа Фэрбенкса о создании Академии.
Читайте также: Хирургический Оскар поколения!
Эти люди и стали официальными учредителями Американской академии кинематографических искусств и наук, а сам Фэрбенкс — ее первым председателем. На этом собрании был определен и состав членов Киноакадемии, куда вошли руководители голливудских студий и еще около 40 кинопромышленников.
Наконец, после решения массы организационных вопросов, 11 мая 1927 года, в бальном зале отеля «Балтимор» состоялось торжественное открытие Киноакадемии. Перед 300 гостями была изложена концепция ее деятельности, и Дуглас Фэрбенкс поднял тост за процветание нового союза.
Основной целью Академии должно было стать поощрение кинематографистов путем присуждения премий за заслуги в области кинематографии и выдающийся вклад в развитие кинематографического искусства и науки. На том же собрании с присутствующих собрали по 100 долларов - вступительный взнос в общую кассу новой Академии.
После этого праздничную атмосферу церемонии сменила рутина: академикам пришлось искать помещения под офисы, утверждать Совет директоров, распределять руководящие посты первых пяти секций Киноакадемии и регламент по присуждению премий. Была даже предпринята попытка выпускать собственный информационный журнал, но тогда она оказалась неудачной.
Смотрите фоторепортаж: Как делают Оскара
Первых же лауреатов наградили лишь в мае 1929 года – тогда на пышном банкете в «Рузвельт-отель» собрались около 200 кинематографистов, чтобы приветствовать первых лауреатов пока еще безымянной премии. Лучшим фильмом была признана картина «Крылья» режиссера У.Уэллмана и сценариста Д.М.Саундерса, которые в годы Первой мировой войны служили в эскадрилье «Лафайетт», сражавшейся в Европе.
Премия - позолоченная бронзовая статуэтка – сначала стояла на куске черного мрамора и опиралась на меч. Фигурка была заказана скульптору Д. Стенли, который блистательно воплотил идею, должную символизировать все лучшее в киноискусстве.
Название у скульптуры появилось только в 1931 году, когда библиотекарь Киноакадемии М. Херик с возгласом изумления признала в безымянном призе своего дядю Оскара. Этот случай и дал имя одной из самых влиятельных и престижных в настоящее время кинопремий, хотя официально Академия признала такое название только в 1939 году.
К настоящему времени канонический ореол «Оскара» не претерпел никаких изменений с момента его первого вручения, только возвышается легендарный «золотой мужчина» теперь на рулоне кинопленки. Основой для статуэтки служит бриттаниум (сплав олова и меди), технология которого держится в секрете фирмой-изготовителем. «Оскар» имеет золотое покрытие в 24 карата и весит около четырех килограммов.
Ежегодно за право обладания «Оскаром» борются около 150 кинематографистов со всего мира; в конкурсе принимают участие около 250 фильмов, которые по правилам Американской киноакадемии должны иметь семь коммерческих сеансов в кинотеатрах Лос-Анджелеса.
Становились оскароносцами и наши соотечественники - в разные годы приза Американской киноакадемии были удостоены фильмы «Война и мир» С. Бондарчука, «Москва слезам не верит» В.Меньшова и «Утомленные солнцем» Н.Михалкова.