Первый советский лимузин был деревянным и не скрипел

2 августа 1916 года (по старому стилю) состоялся торжественный молебен и закладка завода Автомобильного московского общества, сокращенно "завод АМО". История развития мирового автомобилестроения отмечена различными вехами: от появления первых, сравнительно простых автомобилей, до создания современных, комфортабельных авто, напичканных электроникой. Особняком в этом ряду стоят спортивные и элитные автомобили. Машины для высшего руководства были созданы и в нашей стране — выпускали их в Москве. То были знаменитые ЗИС-101 — первые отечественные лимузины.

В 20-30-е годы советские партийные и государственные деятели ездили на огромных и очень дорогих американских автомобилях марки Бьюик. Наши инженеры с энтузиазмом встретили спущенную сверху идею: создать советский автомобиль такого же класса. Сначала на заводе "Красный путиловец" в Ленинграде под лозунгом "Даешь советский Бьюик!" собирались наладить производство модели 1932 г. Buick 32-90. Чертежи были подготовлены в институте "ЛенГипро-ВАТО"; по ним с немалым трудом изготовлено шесть автомобилей Л-1.

По тем временам, это был совершенный и конструктивно утончённый автомобиль, с обилием автоматики и сервоприводов. Он считался предметом гордости и большой победой советской промышленности. Все шесть лимузинов участвовали в первомайской демонстрации 1933 г., а 19 мая отправились в пробег Ленинград-Москва-Ленинград.

Однако этого испытания роскошные машины не выдержали — на обратном пути все вышли из строя. В итоге "Красный Путиловец" был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку автомобиля для "руководства партии" поручили московскому заводу имени Сталина ("ЗиС").

Возглавляемое талантливым инженером и организатором Иваном Лихачевым, это было мощное предприятие, специализировавшееся на выпуске грузовиков. Разработку поручили техническому отделу во главе с Евгением Важинским. Он не стал целиком копировать "Бюик-32-90", позаимствовал у него только конструкцию двигателя и общую компоновку.

Смотрите фоторепортаж: Ретро-колесница

Примечательно, что кузов ЗИС-101 по заказу СССР спроектировала американская фирма "Амби-Бадд". Она же изготовила штампы и первую партию кузовов в сборе. Советской стороне это обошлось в огромную по тем временам сумму в полтора миллиона долларов.

Кузов первого отечественного лимузина достоин отдельного внимания — он был деревянно-металлическим.

Сначала на предприятии из твёрдого дерева, бука, изготавливался каркас, на который потом нашивались штампованные металлические панели. Это была сложная, преимущественно ручная работа, причем самым сложным для мастеров оказалось создание бесшумности — автомобиль на ходу ни в коем случае не должен был скрипеть.

Весной 1936-го Лихачев, понимая ответственность момента, лично совершил испытательный пробег в Подольск и обратно. Итог был удачным, и машины доставили в Кремль.

Два автомобиля ЗИС-101, черный и вишневый, были представлены Сталину, Кагановичу, Микояну и другим руководителям 29 апреля 1936 года. Первые отечественные лимузины им очень понравились и получили добро на запуск в серию. Всего до войны было выпущено 8752 таких автомобиля различных модификаций.

Читайте также: Как выбрать цвет будущей машины

Стоит отметить, что ЗИС-101 для советского автомобилестроения был воплощением самых передовых технических решений. Вскоре такие машины стали обслуживать не только правительственные учреждения, но и работать в качестве такси.

Семиместный кузов с перегородкой все находили очень комфортабельным; машина длиной 5,5 метров и мощностью в 110 лошадиных сил развивала скорость до 120 км/час, а в качестве дополнительных опций на ЗИС-101 устанавливались отопитель и радиоприемник. Расход топлива был, по современным меркам, весьма солидным: более 26 литров на 100 км!

После четырех лет эксплуатации, в 1940 году, на основании выводов, сделанных государственной комиссией во главе с академиком Е. А.Чудаковым, автомобиль модернизировали. Усовершенствованный лимузин получил обозначение ЗиС-101-А.

Главным отличием новинки стал кузов с современным оформлением и, наконец, уже цельнометаллической конструкцией. И еще форсированный до 116 л. с. двигатель с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором. Внешне машина отличалась, в первую очередь, новой решеткой радиатора с полукруглым сечением.

Впоследствии отечественные заводы создали целый модельный ряд роскошных автомобилей для высокопоставленных руководителей, а конструктор первого отечественного лимузина, арестованный по ложному обвинению, после двух лет заключения погиб в сталинских лагерях…

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *