Окопная правда всегда и везде отличается от официоза. Западные историки любое поражение вражеской агрессии против России любят сваливать на «генерала Мороз» и прочие погодно-климатические превратности. Давайте вспомним, кто и как помогал воевать бравым европейским солдатам. Не преувеличивая и не приуменьшая роли ни пернатых разведчиков, ни китового сала и еще кое-чего.
Поскольку всю историю войн проследить – задача неблагодарная, остановимся на тех примерах, которые в изобилии оставила нам история Первой мировой войны. Прежде всего, опасными сочли голубей, которым безразличны пули, гранаты и штыки.
Это потом творческая фантазия Пикассо превратит голубя в символ мира с оливковой ветвью в клювике. А несколько ранее их воспринимали в качестве действенного орудия шпионажа, поскольку эти курлыкающие курьеры, паря над окопами, часто под носом противника проносили важные секретные документы.
«Для доставки донесений антантовские разведки постоянно прибегали к помощи почтовых голубей, - писал советский историк Е.Б. Черняк. - До 1914 года Бельгия славилась почтовыми голубями. Перед отступлением бельгийская контрразведка приказала уничтожить более 30 тыс. голубей наиболее ценных пород, чтобы они не достались немцам.
Бывали случаи, когда смертельно раненные неприятелем пернатые курьеры часами ползли по земле и все же успевали добраться до родной голубятни. Не раз торговые и военные суда, торпедированные подводными лодками или по другим причинам терпевшие аварию, посылали с голубями сигнал бедствия и вовремя получали помощь».
В своей самой знаменитой книге «Пять столетий тайной войны» Ефим Черняк приводил следующие примеры: «Окруженный немцами командир форта Во отправил с последним имевшимся у него голубем донесение с просьбой о помощи. Нередко разведчики, пробиравшиеся в тыл врага или прыгавшие с парашютом, первым делом находили надежное укрытие своим голубям.
Клетку с крылатыми помощниками обычно привязывали где-нибудь на вершине ветвистого дерева. В этом случае приходилось ночью незаметно взбираться на деревья и приносить пищу голубям. К концу войны одни англичане имели на Западном фронте «штат» в 6 тыс. голубей. Во Франции даже поставили памятник героям голубиной почты и многих из них наградили орденами!»
«Содержание незарегистрированных почтовых голубей запрещено, поскольку они могут быть использованы для передачи шпионских донесений» - в таких выражениях британское командование сухопутными войсками инструктировало свои армейские части во время Первой мировой войны. «По прибытии в населенный пункт необходимо немедленно обратиться к бургомистру, чтобы осмотреть все клетки и подвалы на предмет наличия в них голубей». Встреченных на улице гражданских лиц по возможности также следует обыскивать на предмет наличия у них голубей, поскольку «они иногда переносят их в карманах».
Подобные практические наставления и советы британские солдаты находили в руководстве «Notes from the Front» - «Записки с фронта», которые в массовом порядке распределялись в 1915 году для ведения позиционной войны в оккупированной Фландрии. Сегодня, кажущееся нелепым предупреждение об опасности со стороны пернатых шпионов, был далеко не единичным случаем. Из тысячи разных справочников, имевших широкое хождение между 1914 и 1918 годами среди британских солдат, в настоящее время известно около 600. Стивен Булль, куратор военной истории и археологии при Ланкаширском музее, собрал подобные наставления.
Через 90 лет после окончания войны он издал некоторые из них. «Первая мировая война всегда представлялась нам в виде кровавой бойни, когда солдаты слепо выполняли бессмысленные приказы, - говорит Булль. - Эти справочники, однако, демонстрируют, как бойцов для их же собственного выживания пытались уберечь от превратностей окопной жизни».
Булль находил эти книги, затерянные на пыльных полках музеев и библиотек, куда они попадали после смерти ветеранов. Некоторые экземпляры, отпечатанных в армейской типографии наставлений, он приобретал на блошином рынке своего родного города Престона.
Далеко не всегда советы бывали своевременными, и не всегда они годились для практического применения. Наиболее трагический пример, по словам Булля, относится к зиме 1914 года и связан с «окопной ногой». Если ноги в течение долгого времени находились в мокрых сапогах и ботинках, то кожа на стопе размокала, ступни опухали и причиняли адскую боль. Если долго не разминать ноги, кожа на них отмирала – они чернели и начиналась гангрена, которая заканчивалась ампутацией.
В британскую армию моментально полетела инструкции для предотвращения появления «окопной ноги»: «Сапоги не должны быть слишком тесными, шнурки для ботинок завязывать только свободно. При возможности боец может надеть две пары носков, шнурки при этом не должны стягивать ногу. Чтобы предохранить ноги, боец обматывает их соломой или, при необходимости, дополнительно обматывает вокруг сапог холстину». Однако лишь в январе 1915 года, когда самые промозглые месяцы уже миновали, а погода улучшилась, - британские солдаты узнали, как правильно уберечься от «окопной ноги».
Одним из способов, данных в наставлении «Notes from the Front», была рекомендация смазывать ноги жиром. Для этой цели чаще всего использовался китовый жир. Советчики как-то не обратили внимания на то, что жир закупоривает кожные поры, делая ноги как бы водонепроницаемыми и не допускающими потоотделение. Известно, что многочисленные случаи появления «окопной ноги» были как раз таки и вызваны этим неверным советом.
Более практичным оказался совет менять как можно чаще носки. Чтобы иметь в распоряжении действительно сухие носки, солдату советовали всегда носить под униформой несколько пар носков - на каждом плече по носку. Если, несмотря на все принятые меры, под рукой не оказывалось сухих носков, то наставление рекомендовало время от времени выворачивать носки наружу.
Гигиене во время пребывания в окопах придавалось большое значение. При отсутствии туалета солдат должен был справлять свою естественную надобность в банку из-под печенья. Прочие отбросы нужно было утилизовать в «однозначно обозначенный пакет для мусора», который после наступления темноты следовало закопать. Кроме того, устав империи требовал, чтобы его солдаты «все время были одеты по форме, аккуратно и чисто при любых обстоятельствах насколько это возможно». Под эту формулировку подпадало также и ежедневное бритье.
За почти 90 лет со времени издания подобных наставлений в солдатской службе на удивление мало что изменилось. Во время войны во Вьетнаме от «окопной ноги» выбыло из строя больше солдат, чем попавших в засады и подорвавшихся на минах вместе взятых. И даже за 3 месяца войны против Аргентины в 1982 году за Фолклендские (Мальвинские) острова, 14 % всех британских солдат, обратившихся в госпиталь, страдали от «окопной ноги», потому что их ноги слишком долго оставались мокрыми.