Знамя "имперского" раздора

- Почему вы с имперкой? Вы чё, нацисты что ли? Чё вы фашистские знамёна с собой таскаете? Ты язычник что ли? Или старовер? А чё тогда это фашистское говно с собой носите? Давай его сожгём, - предложили фанатам "Спартака" подошедшие к ним некие молодые люди. - Чуваки, либо вы его сами разорвёте, либо мы его сами заберём, - ставит вопрос ребром "антифашист". После недолгих препирательств "спартачи" отдают флаг, который тут же разрывается и втаптывается в землю.

Кавказская молодёжь пытается поджечь имперский флаг, затем бросает его на землю и устраивает на нём развесёлые танцы, а в завершение ещё и мочится на него. Сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа Деньга Халидов, посмотрев это видео, назвал его провокацией. "Эту молодежь надо было взять за шкирку — и в кутузку за оскорбление национального символа", — заявил он во время круглого стола в "Московском комсомольце".

Казалось бы, что неплохо бы и государству встать на защиту пусть и бывшего, но государственного флага. Однако этого не хотят в первую очередь представители тех самых православно-патриотических движений.

Имперский парадокс

Даже красное коммунистическое знамя не вызывало столько споров, сколько имперский черно-желто-белый стяг. Знамя дома Романовых стало предметом яростных споров ещё в начале 20 века. Не прекращаются они и сейчас.

Упоминание о первом Государственном знамени России черно-желто-белых цветов относится к 1742 году. Но на публичное обозрение он был представлен только в 1815 году в ознаменование победы над Наполеоном. А 11 июня 1858 г. национальные государственные цвета – черный, желтый и белый – были узаконены Александром II. Проблема возникла во время царствования Александра III, накануне своей коронации, 23 апреля 1883 года, неожиданно узаконившего триколор (бело-сине-красный) как "русский флаг" вместо утвержденного его отцом - новому монарху прежний флаг сильно напоминал о ненавистной Германии. Сам чёрно-жёлто-белый флаг не был официально отменен, и в России, по сути дела, после 1883 года существовали два национальных флага, после чего и появились течения, ратовавшие за возврат к старому флагу и трактовавшие его цвета исходя из уваровской триады: "Православие, Самодержавие, Народность".

В дальнейшем вопрос о цветах государственного флага не раз поднимался на высочайшем уровне, но однозначного решения так и не было принято. Однако Первая мировая война вновь актуализировала политическую составляющую проблемы и вопрос был решён в пользу схожего с флагами союзников России (Франция, Англия, США) триколора. А после Февральской революции Временное правительство отменило "гербовой" черно-желто-белый как носитель имперского духа и бело-сине-красный триколор остался единственным государственным флагом.

Право на флаг

Сегодня имперское знамя используют все кому не лень - от православно-монархических движений до национал-большевиков. Последние избрали его "флагом сопротивления антинациональному режиму Путина" в противовес государственному триколору - флагу "пораженцев и предателей", под которым прошли "все поражения русско-японской войны и окончательный крах Российской Империи". Чуть позже, на страницах партийной газеты НБП "Лимонка", появилось более подробное объяснение данного решения. "Количество ярких цветов и символов, пригодных для политической организации, достаточно ограниченно. Создать "с нуля" и широко раскрутить новую броскую политическую символику практически невозможно. Поэтому НБП предлагает для политической коалиции "Другая Россия" принять в качестве флага и символа хорошо известный старый русский имперский флаг – черно-жёлто-белое полотнище", который пока никем не занят и "может объединить самые разные политические силы".

К счастью, "разные политические силы" отказались объединяться под флагом дома Романовых. Либералам оказался ближе традиционный триколор, а правозащитники и вовсе объявили имперское знамя флагом ненависти, агрессии и жестокости, который "ничего общего с толерантностью, за которую мы все ратуем, не имеет". "Этот флаг не для того, чтобы под ним идти, не для того, чтобы под ним провозглашать лозунги о свободе, демократии и либеральной идее", - заявила президент фонда "Холокост" Алла Гербер, посоветовав Каспарову и Касьянову "лучше учить историю".

Активно используют имперскую символику и многочисленные православно-патриотические движения. При этом, несмотря на идеологические противоречия с нацболами, обоснование правомерности использования имперского знамени у них примерно то же самое.

Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев считает, что следует различать чёрно-желтый флаг царского двора и его копию, принятую на вооружение патриотическими организациями. "Поскольку царского двора ныне находящегося у власти в России нет, а его различные ветви находятся в эмиграции, то и флага как такового не может быть, - пояснил он Правде.Ру. - Мне кажется он так и должен вольно использоваться негосударственными общественными организациями, которые надеются, что со временем в России будет восстановлена монархия. Вот тогда он и будет возвращен императорскому двору, а триколор, очевидно, останется государственным гражданским флагом".

Вице-президент фонда "Единствонации" Владимир Хомяков согласен с коллегой в том, что сегодня имперское знамя "является олицетворением политического движения, некоего течения мысли, касающегося восстановления России как империи. Восстановления имперского единства, восстановления мощи, восстановления самодержавности не в значении монархии, а в плане духовно-нравственного суверенитета". "Придание ему какого-либо статуса имело бы смысл в случае установления в России монархического типа правления, но время для этого ещё не пришло", - добавляет он.

Позицию православных, в принципе, понять можно. Как только царский штандарт получит какую-либо юридическую защиту, у большинство организаций возникнет проблема с символикой. С другой стороны, в этом случае снимаются все претензии о неправомерном использовании знамени или же о надругательстве над национальной святыней.

И всё же, необходимо расставить точки над i, поскольку, как справедливо заметил генерал-лейтенант СВР в отставке, доктор исторических наук Николай Леонов, "обилие знамен в России выражает социальную и идейную раздробленность нашего общества". Показателен в этом отношении пример со знаменем Победы. "Какой флаг считать знаменем Победы: тот, который утвердил Иосиф Сталин своим политическим решением в 1945 году и который несли на параде Победы, или же утверждённый ныне штурмовой флаг? То есть опять нестыковка. Все эти наши идеологические противоречия не позволяют одинаково трактовать символы нашей истории", - говорит он.

"Знамя, о котором идёт речь, взято из истории России и каждая из политических сил использует его для своих интересов, давая понять, что только она является носительницей тех идей, которые когда-то олицетворяло это знамя", - пояснил доктор исторических наук, добавив, что "для подавляющего большинства населения объяснения исторического так и не было дано - ни для золотисто-черного, ни для триколора". "Оно (знамя имперского двора. - Прим. авт.) имело отношение к самодержавной России. Но сейчас этого нет и не предвидится. Поэтому танцевать и размахивать этим флагом я сегодня не вижу никакой необходимости. Если есть политическая сила, то пусть она создаёт свой флаг, а не клеится к российской истории, к которой она не имеет никакого отношения", - уверен Николай Леонов.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Обсудить