Чем баламут Лео Таксиль возбуждает безбожников

Буккер Игорь23.03.2019 в 19:00

Советские издательства "Безбожник" и "Атеист" огромными тиражами неоднократно издавали книги Лео Таксиля "Священный вертеп", "Занимательная Библия" и "Занимательное Евангелие", совершенно не обращая внимание на сомнительную личность автора, которого на Западе больше знали не столько как беспардонного критика католицизма и клерикализма, сколько его антимасонским розыгрышем.

Сын марсельского буржуа с довольно роялистскими и клерикальными взглядами Мари Жозеф Габриэль Антуан Жоган-Пажес (Marie Joseph Gabriel Antoine Jogand-Pagès) после побега из родительского дома был отдан в исправительное учреждение, находившееся под присмотром иезуитов. Из старейшего в Марселе учебного заведения его исключили после того, как он возглавил студенческий бунт против администрации лицея Тьер (lycée Thiers).

С 1875 года он взял литературный псевдоним Лео Таксиль (Léo Taxil). Léo от имени деда по материнской линии Léonidas, а индийский царь Таксил настолько приветливо принял Александра Македонского, что тот не знал: он завоевал царство Таксила или Таксил победил его своим гостеприимством. Сначала Таксиль основал антиклерикальную библиотеку, а затем начал издавать соответствующей направленности газеты (вроде La République anticléricale).

В романе "Пражское кладбище" Умберто Эко так охарактеризовал Лео Таксиля: "В Марселе он водился с непотребными бабенками, среди прочих — с проституткой, получившей 12 лет исправительных работ за убийство квартирной хозяйки, и еще с одной, арестованной за попытку покушения на жизнь любовника. Можно предположить, что полиция приписывала Таксилю разные неблаговидные и случайные знакомства, хотя и непонятно почему, учитывая, что Таксиль служил у них, у полиции, осведомителем и докладывал в участок обо всех республиканских обществах, в которые имел доступ. Но, вероятно, даже полиция гнушалась некоторых его делишек: скажем, за ним значилось распространение так называемых "гаремных карамелек", то есть афродизийных таблеток".

В 1879 году Лео Таксиль выпустил в свет памфлет на папство A Bas la Calotte ("Под скуфьёй" — в русском переводе "Священный вертеп"), а в 1884 году опубликовал "Любовные похождения Пия Девятого от бывшего секретного камерария папы" (Les Amours secrètes de Pie IX par un ancien camérier secret du pape), осквернив память покойного понтифика. "В тот же год действующий папа, Лев XIII, выпустил энциклику Humanum Genus, содержавшую "отповедь философскому и моральному релятивизму мирового масонства", — читаем у Эко. — Далее, в энциклике Quod Apostolici Muneris папа, "пригвоздив" социалистов и коммунистов за их убийственные ошибки, прямо переходил к разносу масонских обществ в общем плане, громил их за их доктрины, а также отдельным порядком разоблачал приемы, посредством которых они опутывают адептов и закабаляют их, толкая на преступления".

Лео Таксиль, по всей вероятности, крайне нуждавшийся в деньгах, которых не приносили ему его творения на ниве критики христианства, публично объявил о своем чистосердечном раскаянии и попросился в лоно католической церкви. В 1886-м Таксиль опубликовал Les Frères trois points ("Трехточковые братья" — о трех точках 33-й ступени масонства), а потом Les Mystères de la franc-maçonnerie dévoilés ("Разоблаченные тайны франкмасонства") и Les Sœurs maçonnes, книгу о "масонских сестрах", иначе говоря, о женских ложах, которые до него были неизвестны.

Занимающие несколько страниц подробности, описанные Таксилем при его инициации в масонской ложе, современный читатель может прочесть в главе "Дьявол в XIX веке" упомянутого романа Умберто Эко. Именно Le Diable au XIXe siècle называлась издаваемая с 20 ноября 1892 года по 20 марта 1895 года вместе с Карлом Хаксом (Carl Hacks) под псевдонимом доктор Батай (Docteur Bataille) книга, в которой авторы обвиняли членов масонских лож в поклонении дьяволу и осуждали мировой масонский заговор.

Персонаж этого антимасонского памфлета Диана Воган (Diana Vaughan) была предполагаемым потомком алхимика-розенкрейцера Фомы Вогана. В книге содержалось множество рассказов о ее встречах с воплощенными демонами, один из которых музицировал на пианино в форме крокодила. Продажа антимасонских книжек для Таксиля оказалась настолько прибыльной, что уже в 1889 году он смог купить замок в Севиньяке (Sévignacq), куда он отправил свою жену и детей.

Когда делегаты антимасонского конгресса в Тренто отказались верить в существование Дианы Воган, Таксиль пообещал представить ее на заседании в парижском Географическом обществе 19 апреля 1897 года. На нем он заявил, что на протяжении 12 лет водил за нос прелатов римско-католической церкви.

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Загадки вокруг смертей известных людей

Кузнецова Злата21.09.2019 в 19:07
Мировое наследие

Запрещая азартные игры, монахи играли в боулинг

Буккер Игорь19.09.2019 в 17:14